Реформа системы продаж прессы в Москве терпит поражение по вине Департамента торговли, — Алексей Федотов

Реализуемую в столице Правительством Москвы реформу розничной торговли печатными СМИ уже сегодня можно назвать провальной, а для сохранения хотя бы остатков системы продаж прессы процесс реформирования необходимо срочно остановить, — заявил 15 ноября на заседании правления Ассоциации распространителей печатной продукции Алексей Федотов, генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс».

Вообще, в рамках заседания звучало много и других критических отзывов о проводимой в Москве реформе киосковых продаж, однако выступление г-на Федотова отличала не только категоричность, но и обоснованность выводов: вниманию собравшихся эксперт представил собственноручно составленный фотоальбом, в котором запечатлел «результаты реформы». PlanetaSMI.RU, с разрешения докладчика, публикует представленный им материал.

***

Алексей Федотов, генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс», заместитель руководителя рабочей группы АРПП по Москве:

— В августе 2015 г. Правительство Москвы приступило к реформированию киосковой розницы города. Было создано казенное предприятие «Мосгорпечать», а для получения своих же мест под киоски, распространители прессы стали вынуждены принимать участие в конкурсах на право осуществления торговой деятельности. Таким образом, бизнес в нашей отрасли лишился частной собственности, а сама деятельность по киосковому распространению печатной продукции в столице была монополизирована государством. Теперь все киоски прессы принадлежат городу Москве.

Начиная с августа 2015 г. в столице было установлено 90 новых киосков прессы, разыгранных на конкурсах; с января по ноябрь 2016 г. количество размещенных новых НТО составило 1 155. На сегодняшний день из них полностью подключены к электроснабжению и функционируют 727 киосков печати. А по причине отсутствия подключения в настоящий момент не работает 403 уже установленных торговых объекта. Сами договоры энергоснабжения на торговые объекты заключаются крайне медленно. Тем не менее, КП «Мосгорпечать» обещает, что до конца 2016 г. количество киосков нового образца в городе будет доведено до 1 450.

Кроме того, в Москве продолжается торговля прессой в 521 киоске старого образца. Однако количество старых киосков ежедневно сокращается. Несмотря на указание мэра Москвы Сергея Собянина о сохранении старых киосков прессы до момента установки новых, на деле происходит обратное: управы и префектуры получают распоряжения об их сносе. Вопрос об этих объектах выносится на заседание Межведомственной комиссии, где они признаются самостроем и тут же демонтируются за счет города.

Что касается пресс-стендов, то из 474, утвержденных к размещению, на сегодняшний день функционирует 242.

Основываясь на этих «голых» цифрах и заверениях чиновников, можно подумать, что в принципе реформа движется по намеченному курсу, и пусть не с опережающими темпами, зато уверенно и с обеспечением обещанного качества.

Но вынужден разочаровать — это не так. И в доказательство своих слов продемонстрирую фотографии, сделанные мною лично на московских улицах. Причин изображенного на них бардака, на мой взгляд, несколько. Во-первых, конкурсная система позволила выйти на рынок непрофессиональным, но денежным фирмам. Во-вторых, неоправданно сжатые сроки установки и подключения новых киосков не дают возможности провести процесс плавно и без потерь для рынка.

Фотография №1

На этой фотографии представлен торговый объект, выигранный предприятием, ранее занимавшимся исключительно «лоточной» торговлей книгами. В результате, в основном только книги с игрушки мы здесь и наблюдаем, а периодики практически нет.

Кроме того, представленная продукция разложена на дополнительных мини-стойках, установленных вне габаритов киоска, что является явным нарушением.

Фотография №2

 

На этой фотографии представлен киоск модели «Мегаполис», установленный в Красносельском районе Москвы. Фотография сделана 12 ноября 2016 г. С момента установки, а прошло уже около четырех месяцев, данный торговый объект не работал ни дня — так и стоит, грязный, занесенный снегом и не подключенный к свету.

Фотография №3

 

Здесь ситуация аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что этот установленный, но не действующий киоск, уже разрисован граффити и залеплен рекламой. Вот такая вот реформа в Москве...

Фотография №4

Аналогия и в этом случае. Данный торговый объект расположен уже на Сущевском валу. Стоит он здесь порядка полугода, но так и не введен в эксплуатацию, за что и поплатился внешним видом.

Фотография №5

 

В момент начала реформы киосковых продаж прессы в Москве, ответственные за ее реализацию руководители столичных ведомств уверяли: в новой схеме газетные киоски будут удалены друг от друга минимум на 100-150 м., а сама реформа затеяна, в том числе, ради придания городу единообразного архитектурного вида. Оба заявления сегодня нарушаются. Пример на представленной фотографии. Здесь запечатлены два киоска, расположенные на улице Куусинена: один «французской» модели, второй модели «Мегаполис». И установлены они друг от друга на расстоянии менее 10 м.

Фотография №6

 

С 1 июля с.г. в Москве официально были запрещены так называемые «ручники». Тем не менее, несмотря на запрет, свою работу на столичных улицах они продолжают и сегодня. Правда, сейчас они подстраховываются: убрали все опознавательные знаки, и даже ценники ликвидировали (видно на фотографии №6), что является явным нарушением. Это — несанкционированная торговля, которая фактически обозначает серые тиражи.

Фотография №7

 

Эта фотография сделана в августе с.г. у метро Цветной бульвар. Здесь представлен новый формат «лоточной торговли» — пресс-стенд. Напомню, «ручники» и лотки вызывали нарекания у властей и рынка именно своим неопрятным видом: разбросанным коробками, странными тележками, неопрятного вида стойками... Предполагалось, что формат пресс-стенда избавит от этой проблемы. Ан, нет! Рядом с ними все так же стоят «самодельные конструкции», такие как, например, представленная на этой фотографии хозяйственная тележка.

Фотография №8

 

Этот безумный развал с периодикой, основу которого составляет все тот же пресс-стенд, запечатлен в октябре 2016 г. у метро Краснопресненская. Он подперт кирпичами, без которых конструкцию просто сдует ветром. Обратите внимание на непредусмотренный форматом, но все же раскрытый сверху зонт, это «наследие», доставшееся нам от «ручников».

Фотография №9

 

Этот снимок сделан у метро Пушкинская. Вот таким нехитрым образом пресс-стенды сегодня паруются на ночь. Внутрь складывается печатная продукция, а сама конструкция подкатывается к ближайшей в стене дырке, и крепится к ней простым велосипедным антиугонным замочком. Если между сложенным пресс-стендом и стеной еще остается свободное место, то и оно заполняется коробками со скарбом.

Фотография №10

 

А вот еще один «припаркованный» пресс-стенд. Фотография сделана в семь часов вечера 15 ноября с.г., вновь на Цветном бульваре, но уже ближе к Цирку Никулина. Разглядеть в этом помойном ведре место реализации печатного слова, конечный пункт донесения читателю духовной и культурной пищи невозможно!

***

Все представленное на этих фотографиях — факт, ставший результатом развернутой в Москве реформы.

Сроки по вводу в эксплуатацию новых киосков не выдерживаются. Многие из тех киосков, что уже установлены, не работают. Издатели, как и распространители, несут катастрофические убытки. По предварительным данным, тиражи газет в 2016 г. упали на 50%, журналов — на 30%. Уверен, что окончательное подведение итогов продемонстрирует еще более плачевные результаты.

Да, официальная статистика по замене киосков вроде бы внушает осторожный оптимизм. Однако, изучив ситуацию «в поле», легко убедиться в обратном.

К сожалению, прогноз отраслевого сообщества сбылся — реформы не получается. Говоря словами чиновников Правительства Москвы, сейчас «расторгована» половина нестационарных торговых объектов. Считаю, что уже на этом этапе процесс необходимо остановить. Всей этой истории нужно сказать «Стоп!», потому что никакой экономики в ней нет, и быть, в сущности, не может: уже сейчас со стороны арендаторов начались серьезные задержки платежей в «Мосгорпечать». Кроме этого, большой объем денег, внесенных операторами рынка в качестве обеспечительного взноса, оказался фактически заморожен.

Сеть распространения прессы разрушается! Причем не только в Москве, но с ее подачи и по всей России. Еще пять лет назад в стране насчитывалось 42 тыс. киосков прессы, сегодня осталось всего 23 тыс. Хотя на словах все, вроде бы, хорошо, по факту отрасль умирает. Может быть, на это и было рассчитано?...

Объективности ради надо признать, что процесс изготовления и установки новых НТО «Печать» в Москве контролирует исключительно Департамент торговли и услуг. Он же определяет их ассортимент. А мнение нашего профильного Департамента СМИ и рекламы носит исключительно рекомендательный характер. Вот именно поэтому реформирование нестационарной розницы в Москве в нашей отрасли имеет такой плачевный результат.

Между тем, в 2014 г. ВЦИОМ представил результаты исследования, посвященного востребованности киосков прессы среди москвичей. Согласно ему, периодику именно в киосках покупает 74% жителей столицы, причем 54% опрошенных даже высказались за возврат киосков к метро и автобусным остановкам. Москвичам киоски прессы и вообще периодика нужны!

После административной и экономической «зачистки» города, необходимый его жителям объем киосков прессы должен быть восполнен — это все понимают. Однако под эту идею реанимируются старые, экономически невыгодные торговые места, ликвидированные еще пять-десять лет назад. Такие, с точки зрения бизнеса неадекватные места сегодня вшиваются в принципе хорошие и интересные рынку лоты. Ответ на вопрос «зачем это делается?» очевиден: задача — не насытить рынок прессы, а освоить деньги, выделенные на изготовление и установку новых киосков. А результат развернутой программы мы уже видим: не только на фотографиях, но и лично — на улицах города.

Источник: PlanetaSMI.RU