Пропали киоски в соседнем дворе. Я к ним за газетой ходил

Корреспондент «КП» разбирался, почему в столице стало трудно найти свежую прессу

«Я и все мои близкие, перед тем как спуститься в метро, много лет подряд покупали газету... И вдруг в один из дней наш любимый киоск куда-то исчезает. Мы желаем знать - куда».

Примерно с таких слов начинается каждая жалоба читателей «Комсомолки», которые вдруг обнаружили, что на привычном месте нет родного ларька с газетами и журналами. Честно говоря, после таких писем я затеял целое расследование. Но, как всегда, все оказалось весьма прозаично. Киоски просто меняют. В рамках благоустройства.

Одним все, другим ничего

Станция метро «Краснопресненская». Здесь установили сразу шесть павильонов нового типа. Один - «Театральная касса», другой - «Цветы», два - «Мороженое» и два - «Пресса». И плюс неподалеку стоит еще один старый киоск. То есть три «Прессы» в одном месте! В то время как в других местах не осталось ни одного. Например, на перекрестке 1-й Хуторской улицы и Старого Петровско-Разумовского проезда две недели назад снесли два газетных киоска, а новых до сих пор нет.

- И даже когда они уже на месте, их долго готовят к работе, - рассказала мне представитель частной фирмы, занимающейся продажей печатной продукции, Ирина Ситас. - Одна бригада собирает оборудование, вторая ставит холодильники (кроме прессы, предприниматели торгуют всякой мелочью, в том числе напитками, для них и нужен холодильник. - Авт.), третья - кондиционеры и тепловые завесы. У нас бывали случаи, когда мы открыли точку, и вдруг приходят электрики и отключают нам счетчик, который почему-то оказался неопломбированным. А без электричества зимой никуда.

В общем, убрать старый киоск гораздо легче и быстрее, чем подключить новый. А людям газеты нужны здесь и сейчас.

- Я вообще не понимаю, зачем их нужно менять, - восклицает постоянный читатель «КП» пенсионер Иван Кожухов. - Поменяли бы только те, которые совсем старые. А не все подряд...

Конечно, новые киоски выглядят монументально, выполнены в едином стиле. Но ведь надо еще такую конструкцию получить.

- А трудно ли выиграть конкурс и стать обладателем такого киоска?

- Да, - отвечает Ирина Ситас. - Конкурентов полно. Да и цены высокие. Для того чтобы участвовать в торгах, нужно заплатить пять процентов от первоначальной стоимости лота (это около 45 тысяч рублей). Если не выиграл, деньги возвращают. Ну а со старыми точками мы прощаемся очень быстро. Иной раз за один день предупреждают, что киоск снесут.

«Старые ларьки вросли в землю»

В Департаменте СМИ и рекламы ручаются, что новые торговые объекты ставят почти сразу после демонтажа старых. Сама же реформа началась еще в прошлом году.

- При этом договоры размещения всех киосков истекли еще один-два года назад, - сообщили в пресс-службе ведомства. - И оплата аренды по ним также была прекращена. В первую очередь киоски устанавливали на свободных местах, сейчас идет самый сложный этап - замена старых на новые.

По словам чиновников, задержка с установкой получается с учетом специфики работы всех городских служб и возможностей заводов-производителей (а это не один-два дня). Старые объекты эксплуатировались много лет, даже десятилетия, и буквально вросли в землю.

- Префектура должна оперативно подготовить площадку под размещение нового киоска и сделать благоустройство вокруг, - рассказали в департаменте. - После установки ГБУ «Жилищник» подключает киоски к электросетям, что также занимает время.

Только цифры.

Кроме киосков, в Москве для продажи газет сохранили мобильные стойки и пресс-стенды. Ставят их в основном там, где невозможно разместить большую конструкцию. Полностью закончить работы власти планируют в первом квартале 2017 года. На сегодняшний день разы¬грано около 1500 адресов под размещение киосков и около 250 - под размещение пресс-стендов. Продолжают работать и оставшиеся старые ларьки.

Павел КЛОКОВ

Источник: Комсомольская правда

В порядке комментария.

В данной публикации не отмечено главное – что реформа рынка распространения прессы в Москве осуществляется методом деприватизации. Собственники киосков прессы, как мелкие, так и крупные компании, лишены возможности владеть этими объектами, и именно их собственность убирается с территории города. Все новые киоски теперь принадлежат городской структуре «Мосгорпечать», которая за большие деньги сдает их в аренду предпринимателям.

Госуправление в сфере малого бизнеса, как показывает практика, является неповоротливым и малоэффективным. Отсюда и киоски без света в холодное время года, и прочие проблемы. Думаю, что экономика этих киосков будет очень слабой. Как считают эксперты рынка, этот эксперимент с вмешательством в данный бизнес обречен на поражение.

КОНСТАНТИН ЧЕРЕПКОВ