В 2017 году под контролем комитета по печати и взаимодействию со СМИ окажется сеть из 18 районных изданий, а также связанные с ними финансовые потоки. Ведомство готово принимать самое непосредственное участие в обеспечении газет рекламными контрактами, поскольку одних бюджетных субсидий районкам все равно недостаточно. Рекламу в районных газетах комитет предлагает продавать централизовано – единым пакетом.
Содержать целый рекламный отдел накладно, рассудили в Смольном, поэтому в качестве подрядчика решили привлечь стороннее рекламное агентство. По словам главы комитета по печати Сергея Серезлеева, такой подход обеспечит экономию бюджетных средств. Поиск подрядчика еще не начался, и пока неизвестно, какими будут условия отбора. Однако прецедент такого сотрудничества в городе уже имеется. Принадлежащая горадминистрации газета «Петербургский дневник» с некоторых пор сама не ищет рекламодателей. Эта сфера деятельности целиком и полностью отдана на откуп сторонней компании – ООО «Симакс». При этом «Петербургский дневник», вопреки негативной статистике рынка рекламы в печатных СМИ, стал зарабатывать больше, рассказала Лениздат.Ру гендиректор издания Людмила Яковлева. Количество рекламодателей, по ее словам, растет: в газету пришли те, кто ранее не рассматривал «Петербургский дневник» в качестве рекламной площадки.
«Сплошные плюсы»
В 2016 году на выпуск и распространение газеты из бюджета города было выделено 168,6 млн рублей. На 2017 год пока заложено 145 млн рублей. Учредителей издания – комитет по печати и взаимодействию со СМИ и ОАО «Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр»» - неоднократно упрекали в отсутствии прозрачной отчетности по расходованию бюджетных средств.
Последний опубликованный на сайте «Петроцентра» годовой отчет касался итогов 2013 года. Тогда акционерное общество показало рекордные убытки в размере более 70 млн рублей. В отчете говорилось, что «Петроцентр» не смог выйти на показатели прибыли из-за увеличившихся расходов на «Петербургский дневник» и недополученной выручки от продажи рекламы. По данным «Картотеки.Ру», 2014 и 2015 годы ОАО тоже закончило с убытками в 54,8 и 14 млн рублей соответственно. В июле 2016 года после трех лет работы пост гендиректора «Петроцентра» покинул Андрей Шамрай, на эту должность была назначена Людмила Яковлева.
Как руководство информационного центра пришло к идее предать поиск рекламодателей на аутсорс и почему для сотрудничества с «Петербургским дневником» было выбрано именно ООО «Симакс», нынешний руководитель «Петроцентра» уточнить не смогла. «Я пришла в июле, и эта система уже действовала», - рассказала Лениздат.Ру Яковлева. По ее словам, сотрудничество продолжается около года, но уже приносит положительные результаты. Рост продаж – в основном заслуга подрядчика, утверждает гендиректор «Петроцентра».
«Для нас это очень выгодный формат работы, потому что по договору с подрядчиком мы гарантированно получаем фиксированную сумму независимо от колебаний рынка», – рассказала Яковлева Лениздат.Ру. Кроме того, по ее словам, газета экономит бюджетные деньги за счет отсутствия расходов на рекламный отдел. «Для нас тут одни плюсы», - подчеркивает руководитель «Петроцентра».
Отметим, журнал «Бизнес-дневник», который также выпускает информационно-издательский центр Смольного, услугами ООО «Симакс» не пользуется. По данным сайта госзакупок, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», заключил договор на размещение своих макетов в издании напрямую с «Петроцентром». Здесь другая ситуация, объяснила Людмила Яковлева. ««Бизнес-дневник» мы выпускаем полностью за счет внебюджетных средств. Если для «Петербургского дневника» мы (ОАО «Петроцентр» - прим. Лениздат.Ру) издатели, а политику газеты определяет редакция, то в случае «Бизнес-дневника» это продукт, за который мы отвечаем полностью, и за рекламу, соответственно тоже. Здесь мы все делаем сами», - рассказала гендиректор «Петроцентра».
Что известно про ООО «Симакс»
Общество с ограниченной ответственностью «Симакс» зарегистрировано 5 октября 2012 года. В качестве основного вида деятельности компании указана оптовая торговля. Услуги рекламного агентства входят в число дополнительных. С июня 2015 года единственным владельцем и генеральным директором является Евгений Никитин. Он входил в число учредителей компании со дня ее основания. Изначально его доля составляла всего 10%, затем она выросла сначала до 50%, а потом компания полностью перешла под контроль Никитина.
С апреля 2016 года компания располагается по адресу Чапаева, 15А - по соседству с «Петроцентром», чьи офисы находятся на Чапаева, 11/4.Телефон агентства указан в выходных данных «Петербургского дневника» в качестве телефона рекламного отдела издания. На сайте газеты эта компания обозначена как «уполномоченный партнер». По вопросам приобретения рекламных площадей рекомендуется обращаться именно в «Симакс». По данным сайта госзакупок, в марте 2016 года «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» заключил договор с ООО «Симакс» на размещение рекламы в газете «Петербургский дневник» до конца 2016 года как с единственным поставщиком услуги. В числе постоянных рекламодателей издания можно также заметить крупные рекламные агентства «Проспект» и Russ Outdor.
Под началом Евгения Никитина, по данным ЕГРЮЛ, действует еще одно предприятие – ООО «Рекламное агентство «Камея». Эта компания в свое время помогла с распространением «Петербургского дневника» на стойках в метро. В 2012 году выяснилось, что компания «Метропресс», которая выиграла тендер на распространение газеты, не имеет необходимого договора с ГУП «Петербургский метрополитен» об аренде стоек в вестибюлях станций. На выручку пришла «Камея», которая арендовала стойки у ООО «Питертехпроект», у которого, в свою очередь, договор с метрополитеном был. К слову, тогда УФАС признала бизнес-схему с участием Никитина, в которую оказалась вовлечена газета Смольного, нарушением антимонопольного законодательства.
Варианты развития событий
Возможно, в заявлениях гендиректора «Петроцентра» не случайно отчетливо звучит мысль об успехе и «сплошных плюсах» реализации рекламных площадей через стороннюю компанию. Вполне вероятно, что реализация этой схемы в «Петербургском дневнике» должна послужить примером и для районных газет. Для этого надо доказать ее эффективность – то есть продемонстрировать наличие рекламы в газете и, соответственно, доходы от нее. Реклама в газете, действительно, есть. Но здесь наблюдатели могут обратить внимание на крупные фирмы-рекламодатели «Петербургского дневника». Например, во многих номерах ими выступают операторы рекламы Russ Outdoor (специализируется на наружной рекламе) и «Проспект» (оператор рекламы в метрополитене). Деятельность этих компаний на профильном рынке во многом зависит от позиции городского комитета по печати, а впереди – конкурсы по размещению наружной рекламы в Петербурге и в городском метро. И все описанное очень может напоминать схему взаимовыручки.
Сергей Серезлеев в беседе с Лениздат.Ру сообщил, что комитет пока не начинал даже предварительных переговоров с рекламными агентствами. Он пояснил, что для начала ведомству необходимо окончательно выработать схему привлечения рекламных средств в районные издания. По его словам, обсуждаются два возможных варианта. В одном случае поиском рекламы для районок займется выбранное комитетом рекламное агентство. Но если у кого-то из издателей уже сложилась своя наработанная база рекламодателей, которая позволяет обеспечивать работу редакции, за ними могут сохранить право на самостоятельность в этом вопросе.
«Когда мы определимся с подходом к механизму привлечения средств и будем понимать, какой «портфель» агентству мы можем предложить, мы этим займемся. И начнем с мониторинга рынка рекламных агентств, предлагающих услуги для рынка печатных СМИ», - пояснил Лениздат.Ру глава комитета по печати. Впрочем, неизвестны пока и будущие издатели районок. Комитет по печати планировал определиться с ними к декабрю.
Для социально-ориентированных изданий партнер в виде рекламного агентства - это серьезная поддержка, считает гендиректор «Петроцентра» Людмила Яковлева. «Для СМИ, которые не являются бизнес-проектом по сути, это просто палочка-выручалочка. В нашей экономической ситуации любая стабильная статья дохода - уже большой плюс», - пояснила она.
Тем не менее, на рынке не все разделяют эти настроения. Источники Лениздат.Ру, имеющие отношение к издательскому бизнесу, высказывают опасения, что контракт на рекламу в районных газетах может достаться компании, которая в итоге монополизирует этот внушительный рынок.
Татьяна Чернышова, Анна Чернова
Источник: Lenizdat.ru
Оригинальный заголовок: «Петербургский дневник» как пример для районок