Интерес к приобретению краснодарских СМИ у шведской компании появился в 2009-2010 году, когда всерьез рассматривалась стратегия «строительства в Краснодаре медиадома» — то есть издательского холдинга, который способен предложить рекламодателю различные площадки для продвижения.Идея проста и она реализована в некоторых других регионах России, а тем более в странах Европы и США. Издатель, собственник или оператор СМИ, предлагает рекламодателю не баннеры, макеты или статьи, а рекламную компанию, в которой оценивается исключительно стоимость рекламного контакта или вообще входящий трафик клиентов. Рекламодателю не нужно думать про пиксели или квадратные сантиметры, он думает только о смысловом содержании своих рекламных сообщений. Идеальный медиадом должен иметь все основные площадки и каналы распространения: интернет СМИ, газеты общественно-политические, деловые, бесплатные, журналы глянцевые и узкоспециальные, радио, телевидение, наружную рекламу, мероприятия и т.д.
Краснодарский край был выбран в связи с уже успешным существованием в регионе шведского проекта – «Деловой газеты.Юг», и самое главное потому, что в крае нет явного лидера медийной отрасли, рынок не поделен и казалось бы, перспективы весьма хорошие. Кроме того, Bonnier Group (медиахолдинг работает почти на всех континентах мира и имеет оборот порядка 8 млрд евро в год, создан 200 лет назад) будучи прибыльной компанией известен тем, что большую часть прибыли вкладывает в развитие своего бизнеса. При этом, как правило, покупаются уже состоявшиеся проекты. Поэтому в Краснодаре в разное время Bonnier Group предпринимали попытки ведения переговоров о покупке ведущих СМИ в разных нишах.
Однако, во всех случаях, переговоры или зашли в тупик, почти не начавшись, или стороны не смогли договориться о цене. Например, за «Вольную Кубань» сначала запросили «100 млн рублей, ой нет – дайте 120 млн», хотя рыночная стоимость проекта не превышала 10 млн (при самом оптимистичном раскладе). Владелец «Юга. ру» Евгений Руденко в те времена был полон гордыни и даже не стал обсуждать возможность продажи, о чем сейчас, по некоторым данным, очень жалеет. Ведь продажи в интернет СМИ падают, и не за горами закрытие многих проектов.
Тогдашние собственники журнала «Искусство Потребления» в лице Юрия Васильченко и Валентины Семионел готовы были продать журнал за любые деньги. Но тогда уже у них начались проблемы с кредиторами, в результате чего контроль над «Искусством Потребления» перешел к издательству «ОКей Пресс». Через несколько лет Васильченко возобновил переговоры уже о продаже своего нового журнала – «Краснодар Megazin», однако шведы уже стали терять интерес к Краснодару и России вообще, как территории для инвестиций.
Владельцы газеты «РВС» (Динской район, частная районная газета) долго раздумывали, но предложили самую разумную оценку своего бизнеса, которая в принципе соответствовала представлениям Bonnier Group. Однако, покупка РВС была бы оправдана в случае уже наличия в Краснодарском крае серьезных медийных активов, то есть именно в рамках стратегии создания крупного издательского дома. А так как все переговоры шведского инвестора с другими потенциальными партнерами зашли в тупик, то РВС стал не очень нужен. Была еще и другая проблема – во всех случаях требовались серьезные реформы как самих медиапроектов, так и системы менеджмента. А это могло привести к самым непредсказуемым последствиям.
Так что Bonnier Group не создал в Краснодарском крае медиадома. Более того, спустя несколько лет, в 2015 году шведы вообще покинули Россию, распродав все свои медиаакивы, в связи с вступлением в силу «закона о 20%» (это когда иностранные компании могут владеть не более чем 20% уставного капитала СМИ).
Газету «Деловой Петербург» (80%) выкупил петербургский миллиардер, сделавший состояние на недвижимости, портал «Фонтанка.ру», был продан коллективу проекта его отцам-основателям (писатель Андрей Константинов и его друзья), «Деловая газета. Юг» — менеджменту издания, который ее в 2016 году перепродал. У Bonnier Group были также проекты в Москве, они также нашли новых хозяев.
А в Краснодаре так и не появилось современного издательского дома, до сих пор не хватает и нормальных, качественных СМИ.
Источник: Деловой краснодар
Оригинальный заголовок: «Скандинавы хотели захватить рынок кубанских СМИ