В конце прошлого года руководство одного из целлюлозно-бумажных комбинатов России объявило о рекордной прибыли - почти 2 млрд рублей за 12 месяцев. Эта новость тогда ничуть не удивила сотрудников типографий - тех самых, что являются потребителями продукции комбината. Они-то хорошо знают, как эта прибыль формировалась: бумажники безбожно подняли цену на бумагу.
Совершенно очевидно, что погоня за прибылью со стороны комбинатов приведет к катастрофическим изменениям в области печати и распространения прессы. Скорее всего, на прилавках останутся только газеты и журналы, существующие за счет государственного бюджета. Остальные попросту закроются.
О том, что происходит в полиграфической отрасли, топ-менеджеры типографий говорят крайне осторожно и все чаще просят не называть их имена. В стране всего несколько бумажных комбинатов, способных поставлять типографиям относительно качественное сырье, и ссориться с монополистами никто не хочет. И практически все они ориентированы прежде всего на экспорт. По самым приблизительным подсчетам, Балахнинский целлюлозно-картонный комбинат продавал за рубеж 60-80% своей продукции, Соликамский целлюлозно-бумажный комбинат - примерно 50-55%. Нельзя сказать, что внутренний газетный рынок производители не обслуживали вовсе, но относились к нему по остаточному принципу.
«Пару лет назад бумажники из Сыктывкара объявили, что газетный рынок их мало интересует, поэтому они решили сосредоточиться на выпуске офсетной и офисной бумаги. После того как политика этого предприятия резко поменялась, цена на газетную бумагу резко выросла. К тому же весной прошлого года другой комбинат - Балахнинский - частично приостановил работу. У типографий остался небольшой выбор. Возник дефицит газетной бумаги. Сейчас мы получили уведомление о том, что цены опять поднимаются гораздо выше инфляции. Для нас это ужасная новость», - рассказывает другой наш эксперт.
Как говорят полиграфисты, они понимали трудности издателей и в некоторых случаях могли работать, что называется, «в ноль», чтобы, с одной стороны, поддержать издателей, с другой - загрузку комбинатов. Но теперь такой возможности нет.
Когда стоимость евро достигла предельных отметок, комбинаты попросту повысили цену на свою продукцию. И сделали это довольно грубо: офсетная бумага взлетела на 45-52% в год, газетная - на 23-24%. Ничуть не легче и в этом году.
Напомним, что не так давно состоялась встреча президента Владимира Путина с руководителями крупнейших издательских домов. Одной из самых злободневных проблем лидеры медиаотрасли назвали рост цен на бумагу. Глава государства пообещал разобраться. Но... Изменения на рынке печатной продукции только негативные.
«Все рассчитывали на какую-то стабильность. Но на практике по газетной бумаге рост цен составил 18 процентов, такого никогда не было. И это при том, что ее производство не требует никаких валютозависимых материалов», - удивляется наш собеседник.
Российские предприятия не скрывают, что им гораздо выгоднее работать на внешний рынок, чем обслуживать такой проблемный внутренний. Индия и Африка стали самыми желанными деловыми партнерами российских целлюлозно-бумажных комбинатов. «Во-первых, там твердая валюта. Во-вторых, зарубежные покупатели не заикаются об отсрочках платежей, как мы», - рассказывает о тонкостях рынка наш эксперт.
«Комбинаты выжимают из типографий все, что могут, хотя у нас уже ничего не осталось. Денежные запасы были потрачены в то время, когда рос курс доллара», - продолжает наш собеседник. Взлетела стоимость печати, и все издательства страны регулярно получают сообщения о том, что им опять придется раскошеливаться. Но денег у них тоже нет. Едва живые распространители, которые, по логике, должны собирать средства за проданный читателю товар и возвращать их издателям, с трудом сводят концы с концами и традиционно просят огромные отсрочки по выплатам. Вернуть «живые» рубли вовремя и без задержек сегодня не в состоянии ни одна компания, продающая прессу.
Что остается делать издателям? Они уговаривают типографии подождать еще немного, пока распространители соберутся с силами и отдадут им честно заработанные деньги. Полиграфисты и рады бы пойти навстречу. Но им надо расплачиваться с бумажными комбинатами, которые отгружать свою продукцию с большими отсрочками не желают. А сейчас бумажники заявили о сокращении отсрочек до минимума. Это может вызвать эффект домино, и волна банкротств в отрасли неизбежна.
«Перспективы на рынке губительны прежде всего для прессы. Рекламный рынок рухнул. Люди становятся все беднее и начинают экономить, поэтому продажи падают. Думаю, редакции газет и журналов будут закрываться. Это пугающая тенденция», - говорит руководитель одной из типографий.
А как же сами целлюлозно-бумажные комбинаты? Разве они не боятся, что после уничтожения печатной прессы их продукция станет невостребованной? Оказывается, нет. Заграница им поможет. Спрос на российскую бумагу там растет, а внутренний рынок и интересы государства их, похоже, особо не интересуют.
Остается надеяться, что само государство вмешается в ситуацию хотя бы ограничением экспорта, как это уже произошло с зерном и бензином. Иначе печатной отрасли не выжить.
Наталья Пуртова
Цифры и факты
По самым приблизительным подсчетам, Балахнинский целлюлозно-картонный комбинат продавал за рубеж 60-80% своей продукции, Соликамский целлюлозно-бумажный комбинат - примерно 50-55%. Нельзя сказать, что внутренний газетный рынок производители не обслуживали вовсе, но относились к нему по остаточному принципу.
Источник: Мир новостей № 48 от 22.11.2016