Состоялся XXIX семинар АРПИ «Сибирь» «Повышение эффективности продаж»

Участники медиарынка 27 и 28 октября приезжали в Новосибирск на традиционный отраслевой семинар для издателей и распространителей печатной периодической печати.

Традиционно работа семинара была сдвинута на рабочую неделю, что крайне удобно для всех участников, а экскурсия второго дня, ради которой приезжают многие коллеги по отрасли, была объединена, поэтому все желающие могли посетить и склад полного цикла, и торговые точки. По многочисленным просьбам во второй день семинара введены «Открытые приемные», что дало гостям гарантированную возможность получить ответы на интересующие вопросы от экспертов отрасли, которыми уже давно является АРПИ «Сибирь».

Семинар открыл генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Давидович Гаврилов. Он задал направление работы, четко обозначив направление мысли присутствующих: «Оптимизм нашей отрасли в том, что мы с издателями должны научиться торговать прессой не как основным товаром. Ведь с таким темпом падения продаж основного товара, который мы все наблюдаем последние два года, выжить невозможно. Посмотрите на европейский опыт: продажи прессы не только стабильны, но и на достойном уровне. При этом печатные издания продаются в сетях, где не являются основным товаром – супермаркеты, фаст-фуды и прочее. Поэтому мы призываем на своих семинарах торговать прессой не как основным товаром».

Обоснованность этого тезиса подтверждалась выступлениями всех спикеров XXIX семинара АРПИ «Сибирь».

Наболевшую тему возвратов раскрыли два докладчика семинара, а именно Сергей Давидович Гаврилов с докладом «Состояние розничного рынка распространения» и Александр Лукашев, заместитель генерального директора АРП «ФраМ» с выступлением о борьбе с повышенными возвратами.

Сергей Давидович напомнил ситуацию на рынке прессы, которая до последнего времени характеризовалась насыщением сети – нахождением издания во всех торговых точках всех каналов продаж, чтобы не потерять читателя. На сегодняшний день при снижении среднеточечных продаж произошел рост возврата и по ряду изданий этот показатель доходит до 80%. «Сейчас продажи падают быстрее, чем мы можем на них реагировать, отметил Сергей Давидович. - Мы не можем угадать место продажи это единственного экземпляра. Издателю нужно выбирать: или он согласен «ловить» покупателя в рознице и быть готовым на повышенный возврат, или перейти на адресную подписку, что в свою очередь так же связано с повышенными затратами». Статистика этого года показывает неутешительные цифры – в рознице происходит падение тиражей на 11%, продажа изданий в экземплярах упала на 19%, соответственно падает и выручка, при этом издержки постоянно растут. Дистрибьюторы всей страны находятся на пороге рентабельности и вынуждены поддерживать свою деятельность за счет других видов бизнеса.

В продолжение темы ответ на вопрос «Есть ли победители в борьбе с повышенным возвратом?» представил Александр Лукашев. Он напомнил о программе насыщения «1-2-3» и результатах ее внедрения в розничной сети. Среднеточечные продажи за период с 2014 года не просто снизились, а обрушились в два раза. В 2014 году в сети «ФраМ» 76 наименований изданий, участвующих в программе «1-2-3», находились в группе риска – это издания с большой обрезкой от издателя и низкими среднеточечными продажами, на сегодняшний день из них осталось в продаже лишь 50. При этом многие из этих 26 выбывших наименований были закрыты издателями, и можно смело предположить что это связано именно с падением продаж и возросшими возвратами. Александр Лукашев отметил, что сейчас стало невозможно использовать инструмент насыщения из-за борьбы с возвратами со стороны издателей.

Проблема высоких возвратов стала особенно острой с увеличением затрат на логистику. Увеличение тарифов на перевозку сейчас волнует, не только дистрибьюторов, но и распространителей, и издателей. Поэтому большой интерес вызвало выступление Константина Вербицкого, заместителя генерального директора по логистике АО «АРПИ «Сибирь» на тему «Рынок грузоперевозок России. Трудности и пути развития».

«За последний год мы стали полноценной транспортной компанией, - обозначил Контантин Вербицкий вначале своего доклада. - На рынке доставки можно выделить сегмент срочной доставки, в котором мы и работаем, и в котором нам нет равных. Высокие скорости перевозки всегда были и останутся отличительной чертой работы с прессой. Но при этом пресса для нас уже не основное направление. Мы работаем с интернет-магазинами, курьерскими службами, доставляем автозапчасти».

Докладчик отметил, что в связи с девальвацией нашей валюты и постоянным ростом издержек с рынка грузоперевозок уже уходят мелкие перевозчики. АРПИ «Сибирь» нашло выход в этой ситуации и смогло нарастить объем перевозок в три раза, увеличив клиентскую базу почти в шесть раз. Схема прежних лет, когда компания перевозила прессу и с ней попутные грузы, изменилась на 180 градусов. Теперь уже пресса стала попутным грузом, что позволяет сохранять общий тоннаж и уменьшать себестоимость перевозимой продукции.

В целом такое положение в сфере логистики выглядит вполне жизнерадостным, но Сергей Гаврилов заострил внимание участников семинара, и в первую очередь издателей, на том, что расстояния перевозок от Урала до Дольнего Востока в десятки раз больше тех расстояний, на которые перевозится пресса в европейской части России. И даже при всех тех мерах, которые предпринимает АРПИ «Сибирь» для снижения себестоимости перевозки, наценка на журналы и газеты в отдалённых регионах остается высокой. Статистика за 2 квартал 2016 года показывает, что читатель стремится покупать журналы подешевле, в районе 40 рублей за экземпляр. «Поэтому гораздо более актуальной становится программа «Единая цена», когда издатель оплачивает перевозку, а мы гарантируем сохранение оптовой и розничной цены по всей цепочке поставок, - напомнил Сергей Давидович особенности программы. - Тем самым читатель получает тот продукт, на который рассчитывал издатель, по привлекательной цене. Как следствие происходит оптимизация тиражей. На глянцевые журналы разница доходит до 80 рублей, а для покупателя выбор между журналом за 187 рублей и за 108 рублей вполне очевиден. Такая же ситуация с легкими, дешевыми изданиями. Везти такое издание не дорого. Но когда издатель в дешёвом сегменте бьется за 50 копеек, разница в 1 рубль 50 копеек уже существенный разрыв по цене».

О необходимости активных действий издателей на рынке распространения прессы рассказал Максим Ткаченко, маркетолог ООО «Консалт-Центр» (г. Москва). Он поделился с коллегами своим видением развития медиарынка в докладе «Рынок печатных СМИ России: Преодоление кризиса возможно только за счет внедрения инноваций и применения новых маркетинговых инструментов в распространении прессы». Максим Ткаченко отметил, что будущее медиаотрасли в создании дифференцированной бизнес-модели. Старая издательская модель, предполагающая получение доходов от рекламы и распространения, себя изжила. Ей на смену должна прийти дифференцированная модель, предполагающая множество мелких источников выручки. Источниками доходов медиакомпаний могут быть отдельные статьи, проведение вебинаров, распространение цифровых изданий, платный доступ к архивам номеров, спецвыпуски, буказины и многое другое.

Издатели в свою очередь представили участникам новые проекты. Борис Сапожников, руководитель отдела продаж периодических изданий АО "Эгмонт Россия Лтд." (г. Москва) представил новинку Издательского дома «Эгмонт» «Веселые игры». Сергей Анисовец, директор Издательского дома "Толока" (г. Смоленск) напомнил об изданиях линейки «Сваты» и познакомил с новинками издательства Санта Барбара. Кухня и Санта Барбара. Дача.

Большой блок семинара был посвящен эффективности продажи товаров народного потребления – табака, продуктов питания, товаров-заменителей. 

Опытом реконструкции сети под торговлю табаком в Новосибирске поделилась Вера Гаврилова, исполнительный директор АРП «ФраМ». Сегодня 29 торговых объектов этой сети реализуют табак. Это как киоски со входом, так и торговые точки формата павильон. Опыт работы показал, что переоборудование киосков входной дверью дает прирост в выручке, но не может приблизиться к выручке, которая была на этих объектах до отмены табака в 2014 году. А вот замена киоска на павильон позволяет не только приблизиться к выручке 2014 года, но и превзойти ее. «Это связано с тем, что за год у покупателей исчезла привычка покупать сигареты в киоске печати, - отметила Вера Гаврилова. - С одной стороны сигареты продолжают генерировать покупательский поток как таковой, но сигареты перестали быть доходообразующих товаром в сети. Мы проанализировали сигаретные чеки, и оказалось, что 70% покупателей приобретают только сигареты. Оставшиеся 30% дополнительно покупают  прессу, напитки, жевательные резинки, батарейки, зажигалки».

Во второй день семинара участники наглядно познакомились с реконструированными торговыми объектами во время традиционной экскурсии. Смогли потрогать, попробовать, сфотографировать особо интересные моменты.

Тему симбиоза табака и прессы продолжил Дмитрий Усенко, коммерческий директор ТД «Губерния» (г. Омск). Он представил розничную сеть «Дилижанс», состоящую из 175 торговых объектов по продаже табака. В начале 2016 года эта сеть вела в ассортимент прессу. Дмитрий Усенко  поделился первыми результатами этого смелого эксперимента, а так же рассказал о проблемах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться. «Наша сеть «Дилижанс» стремимся к европейской модели, когда горожанин может зайти за горячим кофе, купить сигареты и газету, - уточнил Дмитрий Усенко. - Сегодня у нас представлено 350 печатных изданий. Газеты лежат в открытом доступе, и у посетителя есть возможность просмотреть заголовки пока он стоит в очереди. Вместе с прессой начала продаваться канцелярия. Мы пытались вводить её в продажу ранее, но без прессы канцелярские товары не продавалась вообще. С приходом прессы произошел резкий скачок продаж. Конечно, нам пришлось переоборудовать павильоны, полностью поменять работу складов и доставки. Из первых результатов самые существенные – это снижение возвратов с 80% до 60%, и, как отметили местные издатели, продажи в нашей сети позволили им удержать тиражи на должном уровне».

О товарных экспериментах 2016 года рассказала Татьяна Улитко, руководитель направления ТНП ООО «Юнисервис» (г. Новосибирск) в докладе «Розничная торговля. Товарные эксперименты. Новые технологии продажи». Среди лидеров продаж Татьяна Улитко отметила новый для киосковой сети товар «Раскраски для взрослых», которые пользуются популярностью с 2014 года. Вместе с раскрасками покупателям предлагали специальные акварельные карандаши, что увеличило продажи. Стабильным спросом у покупателей пользуются пирожные в индивидуальной упаковке и питьевая вода. Традиционным спросом пользуются наборы семян, книги для садоводов и огородников. «Мы учли результаты прошлого года, и начали продавать семена уже с февраля», - уточнила Татьяна Улитко. Докладчик отметила, что хороший доход по всем представленным категориям товаров, обеспечил правильный выбор поставщиков, предоставляющих максимально низкие цены.

Когда из продажи практически ушли патворки, освободившуюся нишу заняли традиционные виды коллекционирования, которые стали новыми для киосков печати. А именно нумизматика, бонистика и филателия. Сейчас в эксперименте участвуют два киоска новосибирской сети и уже показывают хорошие результаты – предметы коллекционирования не просто хорошо продаются, но и привозятся под заказ. Ассортимент рассчитан на любителей и начинающих коллекционеров.

Тему нумизматики на XXIX семинаре АРПИ «Сибирь» продолжили Дмитрий Шеремет и Владислав Грин, учредители ООО "Подлинные коллекционные монеты" (г. Петрозаводск). Они выступили с темой «Новый коллекционный продукт со 100% доходностью, адаптированный для продажи в розничных сетях». Докладчики представили аудитории коллекционные монеты, рассчитанные на профессиональных коллекционеров. Это не просто увлеченная, платежеспособная категория покупателей, но и особо интеллигентная читающая аудитория, которая заодно купит и журнал.

По просьбам участников семинара был выделен блок, посвященный работе с «Почтой России». Владимир Журбин, исполнительный директор ООО «ТК Пресс» (г. Новосибирск) представил опыт работы с ФГУП «Почта России». Он рассказал про особенности взаимодействия, необходимости подготовки и обучения сотрудников почты, о том, как эти моменты решало «ТК Пресс». «Итог положительный, - заключил Владимир Журбин. - Намечены действия по дальнейшей интеграции нашего бизнеса с «Почтой России». Мы надеемся, что издатели рассмотрят наши технологии, как существенно облегчающие понимание работы с «Почтой России». Мы надеемся на то, что войдем в договорную компанию, которая будет оптимизировать ассортимент, документооборот в следующем году. Это будет следующим шагом развития».

В юридическом блоке выступил Сергей Гаврилов, который обратил внимание участников на новую отчетность по статистике в связи с изменением законодательства, по итогам заседания общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новосибирской области.

Неоднократным участником семинара АРПИ «Сибирь» стала компания «Правовой консалтинг» (г. Новосибирск). Выступления Анастасии Ждановой, партнера Legal consultancy, всегда вызывают неподдельный интерес аудитории и бурное обсуждение. На этом семинаре она ответила на вопрос «Храним деньги в России или на счетах за рубежом?»

Семинар АРПИ «Сибирь» отличается не только высокой информативностью, но и продуманной культурной программой. И в этом году при поддержке издательств-информационных партнеров семинара культурно-развлекательная часть семинара стала яркой и запоминающейся.

До новых встреч на семинарах АРПИ «Сибирь»! Ждем ваши пожелания и желаем повышения эффективности продаж!

Источник: Пресс-служба АРПИ «Сибирь»