Прокуратура считает, что Страшнов злоупотребил полномочиями (ст. 201.2 УК РФ, наказание — до 10 лет лишения свободы).
95 млн руб. — цифра, конечно же, большая. И, безусловно, возбуждающая широкие общественные массы, мнение которых на сей счет отличается полярностью. Считаю, что выплата руководителю госпредприятия премии в столь немалом размере — это не персональная вина конкретного топ-менеджера, а некорректность существующей в стране системы вознаграждения глав государственных учреждений. В таких структурах как Газпром или Роснефть, бонусы, получаемые руководителями, выше во много раз.
В защиту существующей в главном почтовом ведомстве страны руководящей команды скажу, что у «Почты России» впервые за многие годы появилась прибыль. Развернута массовая модернизация разбросанных по всей страны отделений связи, а это 42 тыс. ОПС! «Почта России» — предприятие структурно очень сложное, и досталось оно в наследство команде Страшнова в состоянии разрухи и определенного хаоса. Тем не менее, нынешнее руководство ФГУП многое делает для повышения его доходности, улучшения уровня жизни и зарплат низовых сотрудников, усовершенствования технического обеспечения отделений связи и повышения качества региональной доставки. Однозначно, работа ведется очень большая.
Несомненным достижением команды Дмитрия Страшнова стала ликвидации «таможенного коллапса», возникшего в связи с неспособностью ее предшественников справиться с возросшим трафиком международных отправлений. Причем Дмитрий Страшнов не только преодолел возникший кризис, но и ставит сегодня вопрос о том, чтобы «Почта России» стала крупнейшим российским оператором, обслуживающим интернет-торговлю. Интерес представляет и проект «Почта Банка», при создании которого глава почты ориентируется на зарубежный опыт. В перспективе, «Почта Банку» удастся создать доступ к банковским услугам для жителей сел и малых населенных пунктов в отдаленных районах страны. В то время как сегодня даже в регионах центральной России полноценное банковское обслуживание доступно лишь в райцентрах. Обязательного упоминания заслуживает развернутая командой Страшнова работа по популяризации чтения среди населения. Большой положительной оценки в этой части заслуживают акции «Дерево добра» (благотворительная подписка для малоимущих) и «Читаем с почтой» (развитие розничных продаж печатной продукции в отделениях почтовой связи).
Но вместе с тем нельзя не отметить и то, что некоторые вопросы сегодняшней «Почтой России» решаются еще недостаточно эффективно. Более того, команда Почты, на мой взгляд, увлеклась новыми непрофильными проектами. Часть из них столкнулась с серьезными трудностями, — например, проект государственной электронной почты. Именно поэтому так важно сегодня вести с руководством Почты конструктивный диалог, направленный на дальнейшее совершенствование работы ведомства. В том числе в сегменте подписки на периодическую печать.
Система подписки в стране разрушается уже не первый год. Падение подписных тиражей газет и журналов в среднем составляет по 5% в полугодие. Некоторые издатели по старой привычке винят во всех грехах «Почту России» и ее руководство. Однако падение подписного рынка началось отнюдь не с его прихода в ведомство, а с момента решения Минфина по исключению из бюджета страны госсубсидий на доставку подписных тиражей населению. Именно этот факт и стал причиной разрушения института подписки в стране. Все последние годы, по распоряжению правительства, «Почта России» была вынуждена работать над увеличением своей доходности, постепенно превращаясь в коммерческое предприятие. При этом подписка на газеты и журналы, в отличии от прочих ее функций и от практики передовых западных стран, оказалась выведена из приоритетов российского правительства. Информационная безопасность страны, таким образом, оказалась на грани разрушения, население от полугодия к полугодию теряет возможность подписки за разумные деньги на печатное слово. За истекший период подписные тиражи многих изданий упали почти на половину, и тенденции таковы, что негативный тренд будет продолжен. Но это не вина «Почты России»! И уж тем более не ее гендиректора. Это вина Министерства финансов Российской Федерации. Бюджетные средства оно перераспределяет таким образом, чтобы не выделять ни копейки на доставку людям подписных изданий. Для сравнения, в США, несмотря на то, что долги правительства достигли уже $20 трлн, субсидирование доставки подписных изданий продолжается, а потому и стоимость оформления подписки там в разы ниже, чем покупка в розницу, и 80% тиражей печатных СМИ доставляется именно по подписным каналам.
Но делать необходимо не только это. Самой «Почте России» также нужно пересмотреть собственные планы по развитию института подписки в стране. Одно из недавних направлений приложения ее сил стало решение о самостоятельной деятельности на подписной ниве. Это решение вызывает массу нареканий у отрасли. Являясь доминирующим субъектом на этом рынке, почта, таким образом, рискует разрушить сложившуюся за годы конкурентную среду.
Квазиподписое агентство, созданное почтой, и собственный подписной каталог — все это элементы, направленные на дестабилизацию рынка подписки. Такая политика, на мой взгляд, неправильна и ошибочна. Конечно, нас стараются уверить, что делается все это по требованию ряда издателей, однако тут надо понимать, что далеко не все из них имеют верную оценку последствий данных шагов. Несмотря на все перечисленные проблемы, издательскому сообществу необходимо сохранять с почтой конструктивный диалог, работая по направлению поиска оптимальной модели взаимодействия. Полагаю, что нынешняя команда «Почты России», возглавляемая Страшновым, является эффективной, готовой прислушиваться к пожеланиям отраслевого сообщества и способной на совместные с ним шаги. Оставаясь союзником печатных СМИ, она призвана вести с Правительством РФ диалог по возврату госсубсидий, покрывающих стоимость доставки подписных тиражей. Что важно: это субсидии не почте, это — финансирование граждан РФ, подписчиков, которые, благодаря им, имеют возможность оформления подписки на периодическую печать по адекватным ценам.
Источник: alexander-oskin.livejournal.com