Плата за одну только точку по новой формуле должна вырасти почти до 50 тысяч рублей в год, и, если документ будет принят, первыми попадут под удар именно ларьки с печатной продукцией, которых и так осталось всего несколько десятков.
Непечатные нормативы
Сегодня в это сложно поверить, но каких-нибудь 30 лет назад мы были самой читающей страной: международные сравнительные исследования показывали, что в 80-х годах прошлого века только на чтение периодики – газет, журналов и литературных альманахов – советский человек тратил час своего времени в сутки. Немало способствовала этому и доступность печатной продукции: в Оренбурге, например, было свыше 900 точек продаж газет, не считая библиотек и «пресс-уголков» на предприятиях.
Любопытно, что и сегодня существуют государственные нормативы по доступности прессы для населения: постановлением Правительства РФ № 291 от 9.04.2016 на 2,2 миллиона населения области у нас должно работать не меньше 3400 точек продаж периодики, из них в Оренбурге – не меньше тысячи. Причем в городах с населением от 100 тысяч до миллиона приказом Минкомсвязи № 197 от 31.07.2013 арендная плата за газетный киоск не рекомендуется выше 2000 рублей в год, для сел и городов с населением до 100 тысяч – не более 500 рублей в год.
А что же на практике? Увы, но сегодня на всю область осталось лишь 309 киосков с печатной продукцией, в Оренбурге – чуть больше семи десятков. Сетевым распространением периодики занимаются лишь два предприятия, а ведь всего 10 лет назад их было полтора десятка. Недавние предложения комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Оренбурга о шестикратном росте аренды и вовсе поставят крест на отрасли: что такое киоск «Роспечати», нашим детям можно будет узнать только из музейных фотографий.
«Сырое» предложение
- Сегодня годовая плата за один киоск в центре города площадью 8 квадратных метров составляет около 8000 рублей в год, - рассказывает директор сети «Пресса Оренбуржья» (бывшая «Роспечать») Ольга Крутова. – По новым же формулам, предлагаемым администрацией, платить придется уже 48 тысяч в год. Сумма неподъемная, ведь бизнес по реализации печатных изданий и так малорентабелен, больших оборотов здесь нет и никогда не было. В итоге я должна буду закрыть все точки городе, на улице без работы окажутся более 250 киоскеров, а это в основном пенсионеры, инвалиды.
Поддерживает эту точку зрения и предприниматель Андрей Латенков, у которого в Оренбурге сеть из 14 киосков по продаже газет и журналов:
- С новыми ставками аренды смогу продержаться максимум полгода-год, потом придется или закрываться, или переориентироваться. При этом я изучал опыт ряда других городов – там власти наоборот, стараются идти навстречу сетям распространения периодики, поддерживают их. Почему бы и Оренбургу не взять этот опыт на вооружение?
Впрочем, и сами депутаты, рассматривая предложение о повышении ставок, были немало удивлены: откуда взяты такие расчеты и действительно ли смогут предприниматели их потянуть?
- Никто не будет рубить сплеча, и уж тем более нельзя всех грести под одну гребенку, - сказал председатель комитета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Оренбургского городского совета Игорь Коровяковский. – Мы как депутаты заинтересованы и в сохранении доступности печатных изданий, и в том, чтобы люди не оставались без работы. Однозначно предложение администрации будем дорабатывать – для этого и пригласили представителей сетей распространения периодики, чтобы вместе принять приемлемое для всех решение.
Пресса под прессом
Конечно, сегодня с развитием технологий и Интернета печать все больше уходит в виртуальное пространство. Не редкость увидеть в общественном транспорте или на скамейке в парке людей, читающих не бумажную книгу, а планшет с электронным изданием. Однако далеко не всем нравится «цифра», а старшему поколению вообще сложно обращаться с компьютером и современными мобильными устройствами.
Как бы то ни было, но у людей должен быть выбор: хочешь читать в Сети – пожалуйста, а если нравится привычный бумажный формат – для этого есть газетный киоск по соседству с минимальной торговой накруткой на экземпляр. К тому же ни один электронный ридер не заменит коллекционных, подарочных экземпляров книг, журналов и других мелочей, что сегодня продают в пресс-киосках. Однако пока на практике, чтобы оформить в городе клочок земли под ларек, требуется чуть ли не год беготни по чиновничьим кабинетам и сбор огромной кучи бумаг и разрешений. Плюс затраты на подключение к сетям, плюс транспортировка и монтаж… Одна точка обойдется минимум в 100 - 200 тысяч рублей.
Зато на этом фоне у нас там и сям появляются как грибы после дождя пивнушки и «разливайки». Им, видимо, на получение разрешения и пары дней хватает. Недаром представители Приволжского федерального округа обратили внимание на то, что Оренбург по числу точек продаж «пенного» стоит чуть ли не на первом месте в ПФО. А вот по числу газетных киосков мы уступаем схожему по численности населения Ульяновску втрое. Недаром говорил еще философ Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Ведь для того чтобы махнуть кружечку крепенького, думать точно не нужно.
Антон Цепилов
Источник: Южный Урал
Оригинальный заголовок: Нечитай-город