«Говоря, что рынок падает, издатели просто оправдывают себя: им необходимо искать решения»

В начале ноября стало известно, что Марк Симон Фишер, генеральный директор Bauer Media Group, в конце этого года покидает компанию.
В российской профессиональной среде г-н Фишер заслуженно считается топ-менеджеров высшего класса и экспертом в нелегком издательском деле.Свое последнее в России публичное выступление, состоявшееся 23 ноября на отраслевой конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати», Марк Фишер посвятил не только прощанию с российскими коллегами, но и оценке печатного рынка России.

Речь Марка Фишера была полна оптимизма, а потому она разительно выделялась на общем упадническом фоне, вызванном неопределенностью на рынке и страхах издателей и распространителей за свое будущее. Эксперт уверен: у традиционной печати отличные перспективы, а россияне по-прежнему любят и хотят читать.

Другой вопрос, что искусственно создаваемые в России экономические и административные препоны не позволяют этим двум факторам стать основой возрождения рынка...

Итак, по-видимому, единственный оставшийся на издательском рынке России оптимист покидает его. По окончании отраслевой конференции главный редактор PlanetaSMI.RU Евгения Трушина не удержалась и спросила г-на Фишера: на чем же все-таки нужно сосредоточиться российским издателям, чтобы с уверенностью смотреть в завтрашний день?

— Г-н Фишер, как вы оцениваете состояние издательского рынка России? Какие его основные проблемы вы могли бы выделить?

— Рынок делится на две категории: продукт с доходом от дистрибуции и проект, живущий за счет рекламных доходов. Сейчас необходимо сфокусировать внимание на изданиях массового потребления. Сделать это сложно, но необходимо, так как глянцевые журналы больше не инвестируют в приоритетную выкладку в точках продаж. ИД «Бауэр Медиа» продолжает удерживать ведущую роль на рынке дистрибуции, тем не менее, даже нашей компании сложно создавать положительное восприятие среди распространителей. Рынок распространения не уверен, что сможет управлять своим бизнесом с помощью тех инструментов, которые дают ему издатели. Приведу простой пример: ИД «Бауэр Медиа» продает около 80-85 млн копий журналов в год, однако гуляя по городу, вы можете и не увидеть их на витринах киосков. Почему? Потому что некоторые распространители делают выбор в пользу маркетинговых денег от мелкого издателя. Это негативно сказывается на покупателе, который просто не видит привычных изданий. А большое количество сопутствующих товаров в киосках печати создает впечатление, что здесь прессу вообще больше не продают. Как результат — снижение дохода. В довершении всего перемещение и закрытие киосков, что также сокращает общее количество проданных тиражей.

— 23 ноября вы приняли участие и выступили на отчетно-выборной конференции АРПП. На мероприятии прозвучало много докладов, оценивающих перспективы нашей отрасли. Какие впечатления у вас остались от услышанного?

— Я очень внимательно слушал все прозвучавшие выступления. И единственное, что я могу сказать — вау! Мне показалось, что «Бауэр Медиа» все эти годы жил в несколько другой реальности. Компания продает 85 млн журналов в год, а ее годовой оборот — 1,4 млрд руб., поэтому чувствует она себя на рынке уверенно. Когда я смотрел на представленные в докладах цифры, демонстрирующие негативную динамику, я спрашивал себя: а почему мы вообще все здесь собрались, если этот бизнес настолько плох? Может быть, потому что мы верим в свое будущее. Считаю, что это и есть та причина, по которой многие из нас до сих пор работают в издательской индустрии. Говорю вам от лица издателей: мы любим дело, которым занимаемся. Мы очень страстно относимся к своей работе, понимаем нашу целевую аудиторию, и делаем для нее качественный продукт.

— Но одной любви для такого оптимизма мало...

— Каждый год наш рынок падет, в среднем, на 3%. Многие относятся к этой динамике как к драме, я же вижу в ней новые возможности.

— И в чем же эти возможности?

— Для печатной продукции в России существует еще очень много возможностей. Издатели продолжают запускать журналы, хотя их гораздо меньше, чем было еще три года назад. Однако рынок должен научиться адаптироваться. Издатель находится под огромным давлением: он должен найти решение проблемам, при отсутствии творческого потенциала и стратегического планирования со стороны партнера-распространителя. В России много людей, которые любят читать, они увлечены литературой, они жаждут информации, хотят расширить свои знания, хотят развлекаться. И говоря, что рынок падает, мы просто оправдываем себя. А нам необходимо искать решения. Мы должны сосредоточиться на своих основных преимуществах, выстроить отношения между издателем, распространителем и читателем таким образом, чтобы создавалось впечатление единства, а не разделения.

— В следующем году вы покидаете нашу страну. Что бы вы могли посоветовать российским участникам рынка — на решении каких задач они должны сосредоточить усилия?

— Издатели и распространители должны перестать беспокоиться о дополнительном ассортименте, запрете продаж сигарет, отсутствии маркетинга... Да, сегодня издатели не платят распространителям за маркетинг тех денег, которые они платили еще три-четыре года назад. Мы просто не можем себе этого позволить в нынешнее сложное время это не продуктивно. Но сам рынок жив! Я много путешествовал по России, и могу с уверенностью сказать — россияне любят и хотят читать. Причем не только взрослые, но и молодежь. Поэтому сегодня участники рынка должны сосредоточиться на решении только одного вопроса: как они завтра будут продолжать удерживать внимание подрастающего поколения? Издатели должны продолжать издавать качественные и интересные газеты и журналы, а дистрибьюторы — грамотно их распространять.

— Но сегодня во всем мире люди уделяют больше внимания не печати, а гаджетам и цифровым СМИ. Как на этом фоне вы оцениваете перспективы глобального издательского бизнеса? Может быть через несколько лет бумажных СМИ вообще не останется, тогда зачем сейчас тратить на них столько сил и средств?

— Более 40 лет я работаю в издательской отрасли. За это время я переживал и спады, и огромное количество всевозможных кризисов, но для меня стакан всегда наполовину полон. Повсеместно рынок уменьшается, но все еще существуют десятки тысяч печатных изданий. Я не верю, что цифровые издания вытеснят печатные, и если вы посмотрите на исследования, то увидите, что все меньше и меньше потребителей предпочитают цифровой контент. Мы сами создаем наши собственные проблемы, и постоянно поднимая тему скорой смерти печати, только ускоряем падение. По-моему, мы должны развиваться, как и все предприятия, должны понимать проблемы и преодолевать их. Не просто принять статус-кво, а обсуждать вопросы, спорить и вместе принимать решения.

— После стольких лет работы в России, какие личные впечатления у вас остались о стране и своей работе в ней?

— О моем пребывании в России остались только великолепные воспоминания. Я очень рад, что жил здесь семь лет. Мне посчастливилось попутешествовать по всей стране, и встретить много интересных и квалифицированных специалистов, которых я уважаю. Конечно, мы не всегда соглашались друг с другом, но всегда понимали и принимали свои разногласия. В России так много талантливых людей, которые увлечены своей профессией. Они гордятся своей работой. Я буду скучать по их энтузиазму, но больше всего я буду скучать по искренности российских коллег, по той теплоте общения, которую они дарили мне на протяжении всех этих лет.

Источник: PlanetaSMI.ru