Александр Куприянов о жизни редакции «Вечерней Москвы»

В прошлом номере (журнала «Новости СМИ», - прим. ред.) мы рассказали о жизни еженедельника и ежемесячника в разрезе одного номера. Сегодня попытаемся показать, как живет редакция, если номер нужно сдавать раз в две недели или ежедневно.

Александр Куприянов, главный редактор АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва»

— Как живет редакция в рамках одного номера? Как проходят планерки?

Редакция живет напряженно. Она начинает работать с 8 утра и заканчивает в 10-11 вечера. Все здесь подчинено технологии и строгому графику, система разделения полномочии выстроена очень четко.

Но бывает и такое, что за 5-10 минут до сдачи номера положение может поменяться и в строгий запланированный график надо срочно вносить какие бы то ни было изменения. Приходится на это реагировать очень оперативно. Сотрудники постарше мгновенно понимают, что и как нужно делать, а у молодежи на первых порах не получается сразу скоординироваться при подобных «встрясках».

Два раза в день у нас проходят планерки, на которых присутствуют руководители всех отделов («новостей и специального репортажа», «Московская власть», «специальных корреспондентов и обозревателей»). Мы здесь смотрим состояние текущего номера и планируем следующие.

На каждый выпуск ежедневника назначается ведущий редактор, который следит за своим номером и отвечает за него. Он принимает решение, какие статьи и фотографии пойдут в номер. Фактически на день ведущий редактор становится главным редактором.

Точно так же назначаются шеф-редакторы «Толстушки» (еженедельника), «Москвички», вечернего выпуска «Москва вечерняя» и окружных газет — «Новые округа», «Москва центр», «Южные горизонты», которые совместно с отделами разрабатывают темы материалов.

Как выработать ритм в сотрудниках?

Кнут, валенок и пряник. Все. Другого нет. Ментальность людей такова, что приходится применять и первое, и второе, и третье. А вот управлять только по-современному, только по-западному не получается. Я не очень легкий руководитель и знаю свои недостатки — во мне соединились новые формы управления с методами «красных» директоров.

Мне кажется, что в ежедневной газете могут работать такие люди, которым интересно жить в ритме города. В обычных компаниях люди привыкли к уединению в своих кабинетах, а у нас все «варятся в едином котле»: здесь все разговаривают, звонят по телефону, в медиацентре постоянно идут эфиры, на которых гости поют, пляшут, читают стихи, мастерят и готовят что-то. Многие часто спрашивают: «Как же здесь можно работать?». На самом деле к такому темпу очень быстро привыкаешь и, проработав некоторое время, какого-то «фонового шума» просто не замечаешь.

У вас же есть сайт, который требует еще большей оперативности...

Корреспондент, который отправляется на репортаж, практически сразу с места событий выдает информацию. Редакторы сайта оперативно обра­батывают ее и выкладывают готовый материал на наш портал. У нас очень живой и оперативный сайт, который активно развивается и обновляется. Здесь люди могут достаточно быстро узнать обо всем, что происходит в Москве. А в газету идет потом уже развернутый, дополненный комментариями экспертов материал.

Какие изменения происходят в течение дня?

Этот вопрос схож с вопросом: «Как за день меняется погода?». Она меняется много раз: то дождь, то ветер, то снег... Небо то накрывает нас свинцовым одеялом, то разрывает его в клочья, сквозь которые проскакивают солнечные зайцы…

Ситуация в течение дня меняется, можно сказать, каждые полчаса. Если она не меняется, то газета превращается в «Министерство по деланию газеты».

Можете ли вспомнить какие-нибудь забавные истории, которые произошли во время сдачи материала в печать?

Что касается случаев непосредственно моей практики, то их огромное количество — и смешных, и трагических, и глупых. Журналистская, репортерская работа связана с очень многими историями. Об этом я хочу книгу написать.

Например, один случай (не связанный с «Вечерней Москвой», но все же...): я, как корреспондент «Комсомолки», был на Севере и разбирался в незаконной охоте на лосей. В результате журналистского расследования удалось собрать материал, как в охраняемом заповеднике на снегоходах из винтовок устроили обстрел животных. И во всем этом «веселье» участвовал директор заповедника, который хотел меня подкупить. Он сообщил, что я никогда не напечатаю эту статью. А я. молодой и гордый, отказался от «подношений» и заявил: «Выйдет материал!». Материал до сих пор не вышел. Статью не напечатали. Кроме директора природоохранной зоны, в убийстве лосей принимал участие сам министр...

Источник: Новости СМИ №23 (449) ноябрь 2016
Оригинальный заголовок: Из жизни редакции