Тем не менее, отметил он, участникам рынка нужно оставаться реалистами и больше пытаться действовать консолидировано внутри самой отрасли, чтобы лучше решать стоящие перед ней вопросы на горизонтальном уровне.
***
Геннадий Кудий,
заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати:
— Сегодня издательский рынок России находится в очень сложном положении. И, к сожалению, сложилось так во многом потому, что политика, проводимая органами местной власти, не способствует расширению доступности прессы для населения. Не способствует она и тому, чтобы печатная периодика — газеты и журналы, — доходила до всех желающих.
По оценке Ассоциации распространителей печатной продукции в 2016 г. в деньгах рынок печати упадет на 6%, а в тиражах еще больше — на 14%. Такие цифры не могут не беспокоить. Причин падения множество, и каждая из них заслуживает отдельной детальной проработки. Конечно, сам рынок в лице АРПП прикладывает максимум усилий для того, чтобы если и не изменить ситуацию в корне, то хотя бы остановить падение. Пишутся обращения, принимается масса инициатив, но получаемые результаты, конечно, удовлетворить отрасль не могут. Иной раз складывается впечатление, что все это бесконечный и почти безрезультативный «сизифов труд», которым уже, наконец, надо прекратить заниматься... Но я уверен — это не так. Капля камень точит, и если бы рынок сам себя все эти годы не отстаивал, ситуация была бы ещё хуже.
Благодаря усилиям наших общественников позиция медиаотрасли целому ряду вопросов, связанных с печатью и чтением, нашла позитивное отражение в поручениях высшего руководства страны: Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева Так, в поручении главы государства дано прямое указание руководителям региональных и местных органов власти предпринять надлежащие дополнительные меры для повышения доступности прессы населению в каждом субъекте Российской Федерации и каждом муниципальном образовании. Но выполняются они должным образом или близко к этому, дай Бог, в четверти российских регионов. Поэтому одним из основных векторов предстоящей работы для отрасли и АРПП на предстоящий период должна стать борьба за повсеместную практическую реализацию этих поручений в полном объёме.
Между тем, сегодня на уровне исполнительной власти выполнение столь значимых для всего издательского рынка поручений, к сожалению, мягко говоря, тормозится. Пишутся красивые отчеты, рисуются цифры, но в реальности зачастую дела обстоят совсем наоборот. Много бездумных действий совершают и местные администрации, а от них в издательско-распространительском деле зависит очень многое. Чего только стоит результат реформирования системы киосковых продаж прессы в Москве на данном этапе. Если на улицах города количество газетных киосков лишь сократилось (хоть и значительно), то из метро и подземных переходов они пропали вовсе. А ведь это не только исполнение социально значимой функции, но и доходы, которые могли бы пойти на пополнение городского бюджета...
Думаю, что сегодня участникам рынка нужно быть реалистами, и трезво оценивая ситуацию, больше пытаться действовать консолидировано внутри самой отрасли, чтобы лучше решать стоящие перед ней вопросы также и на горизонтальном уровне. Одной из серьезнейших проблем, которые можно было бы попытаться решить самостоятельно, может быть в рамках саморегулирования, являются неплатежи, пронзившие и поразившие сегодня отрасль сверху донизу как раковая опухоль. Ритейл не платит распространителям, распространители не платят издателям, издатели — полиграфистам, а те — бумажникам... И если ничего не предпринимать для решения этой проблемы, причём оперативно, то данная зловещая цепь с закономерностью очень быстро приведёт к коллапсу всего рынка печати в стране. А значит тянуть с решением этой проблемы никак нельзя, особенно если добавить к этому непомерные аппетиты производителей бумаги по ценам на неё, стоимость которой уже сегодня составляет около 60% в цене производимой газетно-журнальной продукции.
Источник: PlanetaSMI.ru