Ольга Смирнова, МГУ, о региональной журналистике и будущем печатных СМИ

Оценивая работу форума региональных СМИ, прошедшего в Саратове с 6 по 7 декабря, могу сказать, что аудитория очень благодарная и очень контактная, с которой интересно работать. От нее сразу получаешь какой-то отклик, отдачу, а это для нас очень важно.

Я получила подтверждение того, что журналистика на местах не просто существует. Она развивается, выглядит профессионально и полноценно. Это видно по людям, которые участвуют в форуме. Они наполнены энтузиазмом, и это нас очень подпитывает, поскольку из Москвы, к сожалению, очень трудно понять, что происходит в региональной журналистике.

Мне кажется, что он обозначил те аспекты, те вопросы, которые волнуют участников и о которых надо продолжать разговаривать. Разные группы, аудитории волнуют разные вопросы. Например, на встрече с редакторами районных газет я поняла, что их больше всего волнует дальнейшая судьба печатных СМИ. Трудно давать какие-то конкретные прогнозы по времени. Жизнь, технологии и журналистика развиваются так стремительно, что мы не можем знать точно, как это будет выглядеть через год, не говоря уже о какой-то более дальней перспективе. Что касается востребованности печатной прессы, особенно в регионах, она, безусловно, существует. Если есть аудитория, значит, будут существовать печатные СМИ.

Буквально месяц назад один студент мне заявил: «Зачем вы рассказываете нам про печать, нас она уже не интересует, через пять лет умрет аудитория печатных СМИ, и они сами тоже спокойно отомрут». Вот такой взгляд молодых журналистов. С одной стороны, это немножко пугает, а с другой, вероятно, когда-то это произойдет, но не сейчас, это точно.

И я не исключаю, что в какой-то момент интернет-атака на пользователей может дать обратный эффект. Уже сейчас мы от этого устали. Не успеешь зайти на какую-то страницу, как тебе начинают поступать рекламные предложения в тему. Когда аудиторию отслеживают при помощи интернет-технологий, это очень раздражает. Газеты куда деликатнее, они оставляют за аудиторией право выбора: воспринимать рекламные предложения или нет. Это один из преимущественных аспектов печатных СМИ, который может сохранить их на плаву. И, возможно, газеты войдут в моду и станут неким фетишем, символом респектабельности.

Ольга Смирнова, замдекана МГУ по дополнительному образованию и магистратуре

Источник: Регион 64