СК считает, что их публикации заказные, а мотив «противоправной деятельности – материальная заинтересованность».
Журналистов задержали в конце минувшей недели. Все они, как следует из заявлений СК, работали под псевдонимами. По данным СК, под псевдонимом Алла Бронь «скрывался» житель Бреста Димитрий Алимкин, работающий сторожем, Павел Юринцев и Николай Радов – это одно лицо Юрий Павловец, преподаватель Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР), Артур Григорьев – минчанин Сергей Шиптенко.
О предыстории арестов в официальном комментарии сообщила министр информации Белоруссии Лилия Ананич. По ее словам, инициатором разбирательства стало возглавляемое ею ведомство. Созданная при министерстве Республиканская экспертная комиссия по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма проанализировала статьи перечисленных авторов и наличие этих признаков подтвердила. Все материалы были отправлены в СК, который возбудил дело. Лилия Ананич пояснила, что в публикациях, ставших причиной разбирательства, «ставится под сомнение суверенитет Беларуси, содержатся оскорбительные высказывания в адрес белорусского народа, его истории, языка, культуры». Кроме того, там «постоянно муссируется» тезис о якобы «уходе Беларуси на Запад» и «антироссийской политике белорусской власти».
По словам Ананич, об этих фактах Мининформ Белоруссии проинформировал уже и российских коллег, чтобы они также приняли меры «в соответствии с российским законодательством». Минск получил ответ от специального представителя президента России по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого. В письме говорится, что оскорбительные высказывания в адрес Белоруссии принадлежат «зачастую маргинализированным авторам, ни в коей мере не отражают позицию руководства России, неизменно стремящегося к углублению российско-белорусского взаимодействия во всех областях сотрудничества». Ананич убеждена, что такие публикации наносят ущерб братским отношениям Белоруссии и России и задача властей двух стран уничтожать в зародыше любые попытки разжигать межнациональную рознь в СМИ.
Можно быть уверенным, что белорусский обыватель этой информации даже не заметил, однако в политически активной среде она вызвала море страстей. Демократическая общественность Белоруссии разделилась на два лагеря. В одном из них происходящее расценивается как нарушение свободы высказываний. «Я считаю, что очень неправильно, когда власть арестовывает людей за то, что они думают вслух, высказывают свою позицию», – заявила, например, экс-кандидат в президенты Татьяна Короткевич. При этом она уточнила, что сама взглядов этих людей не разделяет.
Не видят поводов для вмешательства государства и в Белорусской ассоциации журналистов, о чем, ссылаясь на Йоханнесбургские принципы, разработанные в 1995 году группой авторитетных экспертов под эгидой международного центра против цензуры Article-19, заявил ее глава Андрей Бастунец. «Когда мы поддерживаем такого рода действия властей, мы даем им карт-бланш на подобные действия и в отношении представителей других взглядов», – сказал он.
Вторая часть демократической общественности с пониманием относится к действиям властей. Например, правозащитница Татьяна Ревяко, ссылаясь на нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, написала на своей странице в Facebook, что государство может ограничивать свободу мнений ради обеспечения интересов безопасности государства, пресечения национальной ненависти.
Куда более интересен для экспертов вопрос, почему такие публикации могли появиться на российских ресурсах и почему официальный Минск счел необходимым на них так жестко отреагировать. «В последнее время российские элиты демонстрируют недовольство в связи со слишком самостоятельной, по их мнению, внешней политикой Минска: мол, Батька заигрывает с Западом, не хочет исполнять союзнический долг (претензии усилил отказ разместить российскую авиабазу)», – пишет белорусский политический обозреватель Александр Класковский. России хотелось бы, чтобы Белоруссия шла полностью в фарватере ее политики, в то время, как официальный Минск постоянно подчеркивает, что «с Россией мы, конечно, братья, но страна у нас у каждого своя». Именно этим, по мнению ряда экспертов, продиктована лояльность белорусских властей ко всему национальному (символика, язык), хотя еще совсем недавно это было предметом гонений.
Ситуация принципиально изменилась после событий в Крыму и Донбассе, говорят эксперты. «События в Украине показали, что Россия просто так никого невыпустит из-под своего влияния. Лукашенко «нутром чувствует» угрозу и опасается, что готовится второй после Украины акт агрессии», – говорит по этому поводу политический обозреватель Владимир Глод. «Принимая во внимание недавние ток-шоу на российских телеканалах и антибелорусские публикации на достаточно известных российских ресурсах, белорусские власти примеряют на себя крымско-донбасский сценарий, который сопровождался информационной войной. Ощущение угрозы с Востока для белорусских властей заметно выросло. В итоге, мне кажется, было решено послать сигнал Москве, что мы будем защищать свою информационную безопасность и в конечном счете национальную безопасность в целом», – считает эксперт.
Антон Ходасевич, собственный корреспондент "НГ" в Белоруссии
Источник: Независимая газета
Оригинальный заголовок: В Белоруссии взялись за адептов русского мира