Как выживают амурские газеты

Прессе предрекали скорую гибель еще несколько десятилетий назад — мощную конкуренцию ей составили сначала телевизионные СМИ, а потом и всемогущий интернет. Однако газеты и журналы до сих пор издаются и пользуются спросом у своей аудитории. А в некоторых регионах подписка даже растет, несмотря на общероссийскую тенденцию к снижению.

Но настоящим бичом для печатных изданий стал экономический кризис, повлекший снижение доходов рекламодателей и населения. Так, в середине прошлого года закрылся известный общественно-политический журнал «Русский репортер», а в начале этого — еженедельники издательского дома «Коммерсантъ» «Власть» и «Деньги». Причина — нерентабельность вследствие отсутствия инвесторов и падения доходов от рекламы. В День печати, который сегодня отмечают все российские журналисты, АП выяснила, за счет чего выживают амурские газеты и как печатники видят свое будущее.

«Михайловскому вестнику» в этом году исполняется 85 лет. В советское время газета выходила три раза в неделю. Сейчас она стала еженедельником, тираж — полторы тысячи экземпляров.

— Своя аудитория у нас есть, и мы ей нужны, — говорит главный редактор «Михайловского вестника» Ирина Шарипова. — Но выжить на условиях самоокупаемости сегодня очень сложно. Мы работаем со многими рекламодателями: район сельскохозяйственный, есть интерес у тех, кто продает удобрения, различные добавки в почву и так далее. Но значительная часть бюджета — это субсидии муниципалитета — мы печатаем документы, решения, постановления местных органов власти и другую официальную информацию.

Бюджетная поддержка необходима сегодня всем сельским СМИ.

— Вы где нибудь видели районную газету, которая выживает за счет собственных доходов? Это к вопросу о независимости прессы. Так складывается история отечественной печати, у газет всегда был учредитель. Она была либо органом коммунистической партии, либо органом администрации района. Бюджетная поддержка — это нормально, ведь люди имеют право знать о жизни своего района. И им интересна эта информация, а значит, она нужна, — говорит главный редактор газеты «Амурец» Ивановского района Светлана Щербань. — Согласитесь, областное СМИ не будет регулярно писать о жизни одного конкретного района. Наши читатели из одной деревни узнают о жизни в другой. Ведь мы пишем о наших людях и событиях.

«Еще не время уходить в Сеть»

Электронную версию имеет каждое из районных изданий. Однако прекращать выход газеты в бумажной версии журналисты пока не собираются. «Во-первых, большая часть наших читателей — это люди старшего поколения, — объясняет Ирина Шарипова. — Не у всех из них есть доступ в интернет. Электронный вид нашей газеты не так востребован, хотя и популярен среди молодежи».

Областное СМИ не будет регулярно писать о жизни одного района. Наши читатели из одной деревни узнают о жизни в другой.

— Нам рано уходить в интернет, — солидарна с коллегой из Михайловского района Светлана Щербань. — Сегодня газета — это живой организм: подписка довольно дорогая, и зачастую люди сами приезжают в редакцию, чтобы купить газету. Они делятся новостями и мнением о прочитанном, хвалят и иногда ругают. Людям нравится брать газету в руки, видеть напечатанные фотографии важных для них мест или событий. Поэтому для наших читателей сайт не заменит бумажную версию.

«Газеты рано хоронить»

Впрочем, тезис «интернет против печати» не нов. «Печатным СМИ начали предрекать закрытие еще после появления телевизоров. Но, как видите, прошло не одно десятилетие, а газеты печатаются, журналы издаются, — комментирует директор издательского дома «Дважды два» Николай Семашко. — Да, в целом у нас падают объемы печати периодических СМИ.

Некоторые газеты закрываются, но открываются новые, а значит, потребность в периодике на сегодняшний день есть».

По словам руководителей изданий, одна из главных статей расходов — цена на бумагу.

— Целлюлозные заводы, к сожалению, регулярно поднимают цену на свою продукцию, соответственно увеличивается и итоговая стоимость печати, — отмечает Николай Семашко. — До каких пределов будет расти стоимость бумаги, прогнозировать сложно. Сейчас в Правительстве России рассматривают варианты поддержки СМИ. Возможно, не обойдут вниманием и этот вопрос. Ведь главное преимущество печатной прессы — более качественная и проверенная информация.

Возвращение к бумаге

— Золотые годы печатной прессы, конечно, в прошлом, — констатирует главный редактор «Амурской правды» Елена Павлова. — В советские времена тираж нашей газеты превышал 200 тысяч экземпляров: она была в каждом доме. И она действительно была единственным источником информации: не было ни телевидения, ни интернета. В 90 е годы все закончилось: людям надо было думать, как выжить, им стало не до чтения газет. Поэтому «Амурской правде» пришлось учиться жить по новому. Многие издания не смогли приспособиться к новым реалиям — наша газета выстояла. Последние годы мы, как и все общественно-политические, а не рекламные и развлекательные издания, выживаем. Несмотря на высокие рекламные доходы и продажи, нас, безусловно, спасает гос¬поддержка: региональное правительство понимает, что амурчанам нужна областная газета.

Что мешает развиваться печатным СМИ? Сегодня 70 процентов от подписной стоимости печатного издания забирает «Почта России» — такого нет ни в одной сфере бизнеса. Но именно такова плата за доставку газет подписчикам. Правда, взятых на себя обязательств по качественной и своевременной доставке почта не выполняет. «Нам почти каждый день звонят люди с жалобами: «Мы больше не будем вас выписывать, нам не носят газету!» — отмечает главред. — Так мы теряем читателей, которые, кстати, готовы платить немаленькие деньги за газету! Хотя на второе полугодие у нас увеличилось число подписчиков «толстушки». Цифра небольшая, несколько десятков экземпляров, но в наше время для печатного СМИ — это маленькая победа».

Пока тысячи людей хотят получать качественную и достоверную информацию, газеты рано хоронить.

Высокие почтовые тарифы, растущие цены на бумагу и отсутствие налоговых преференций для издателей — решение этих главных проблем могло бы изменить ситуацию в печатной отрасли. И зависит это от воли государства.

Несмотря на вечную борьбу за выживание, оптимизацию и пессимистические прогнозы, редакторы областных, городских и районных СМИ заявляют: не спешите нас хоронить. Пока тысячи людей хотят получать качественную и достоверную информацию, пока амурчане покупают, выписывают и ждут любимые издания — газеты будут жить. И праздновать День российской печати.

Амурчане любят советы и сканворды

— Итоги подписной кампании говорят о том, что подписчики в Амурской области больше предпочитают специализированные издания, — комментируют специалисты амурского отделения «Почты России». — Рекордсменами по подписке в первом полугодии стали газеты и журналы, размещающие на своих страницах полезные советы и рецепты, а также медицинские журналы. Жители Приамурья активно выписывают областные и районные газеты и журналы, большим спросом пользуются сканворды.

Когда интернет друг, а не враг

В век интернета успешные печатные СМИ научились жить в виртуальной сети: развивают сайты, активно ведут свои страницы в социальных сетях.

— У нас число читателей печатной и электронной версии газеты практически сравнялось, — констатирует главный редактор «Амурской правды» Елена Павлова. — И, как показывают исследования, эти аудитории пересекаются лишь на 3—5 процентов. Поэтому интернет для нас не враг, а друг. Конечно, какая то часть читателей бумажной газеты перешла на сайт, но благодаря интернету мы получили совершенно новую аудиторию. Сегодня мы можем точно сказать, что нас читают не только люди старшего возраста, которые выросли с «Амурской правдой», но и молодежь и люди среднего возраста.

Источник: Амурская правда