Рассуждения о проблемах российской печати

Прямая речь

Алина Узденова, ведущий специалист отдела продаж УФПС по КЧР

-Люблю полистать газету, если она хорошо оформлена. Выбираю интересные материалы. Это куда лучше, чем читать в Интернете глаза портить.

Сергей Ласков, депутат фракции КПРФ в Народном Собрании (Парламенте) КЧР.

- Печатное слово – дорогого стоит. Можно несколько раз перечитать, а в случае необходимости перепроверить отдельные факты. Газету можно подержать в руках. Это наша история, вещдок, неслучайно многие хранят пожелтевшие газетные вырезки – в статьях события о которых человек помнит всю жизнь.

Елена Покровская, пресс-служба управления Роспотребнадзора

- Однозначно нужны, например для моей свекрови единственный способ получения информации – газета. Она пожилой человек, тем не менее ходит в редакцию газеты «День республики» за свежим номером. Там же, в редакции, оформила подписку, потому что через почту – страшно дорого. 

Я в своей работе в основном пользуюсь электронными СМИ, хотя газетная подача намного качественнее. 

Раньше я писала основательные материалы, отправляла в редакцию и знала, что авторская подача статьи будет сохранена. Теперь же пользователи сайта выдергивают жареные факты и где только их не тиражируют. 

Старайся, пиши, а тиражировать все равно будут недостоверную информацию отсебятину. Газетчики такого не допускают. И вообще работники печатных СМИ – это золотой фонд, профессионалы, которые бережно относятся к печатному слову. К сожалению их становится все меньше, а блогеры не учатся у них, не перенимают опыт, в итоге имеем что имеем.

Александра Ларинцева, журналист г.Черкесск

- Как выживать бумажной прессе, год от года решать становится всё сложнее. Так, например, по статистике, которую ведут в Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), только за последние два года тиражи традиционных СМИ упали почти на 30%. В связи с падением тиражей и доходов, издания вынуждены постепенно полностью уходить в интернет. Ушли в интернет с нового 2017 года и такие знаковые для России издания, как журналы «Коммерсантъ-Власть» и « Коммерсантъ-Деньги». Менеджмент Издательского Дома Коммерсантъ причину закрытия бумажных версий объяснил падением доходов от рекламы. Что делать, проблемы с экономикой действительно лишают экономической базы и самые крупные средства массовой информации. Что уж тогда говорить о печатнях СМИ в регионах, где о рекламном рынке, как таковом вообще говорить как-то неудобно - его просто нет.

Федеральные власти о проблемах печатных изданий вроде бы всё знают, правда, не знают, как с ними - проблемами, эффективно бороться. Ещё два года назад, обсуждая проблемы «традиционной» прессы, в Госдуме РФ отмечали, что несмотря на все усилия, предпринимаемые государством по поддержке печатных СМИ в регионах, они испытывают большие трудности. В первую очередь из-за повышения тарифов «Почты России», роста стоимости типографских услуг и цены на бумагу, которая за 2015-16 год подорожала почти в два раза, и которую после снижения курса рубля стало выгодно продавать за рубеж. 

Еще одной проблемой печатных СМИ стала борьба местных властей с киосками по продаже газет, которая развернулась по всей России. 

На бумаге всё вроде бы должно было бы быть иначе, ведь российское правительство обязало регионы обеспечить жителей свободным доступом к точкам продажи печати. Установлен даже норматив: один киоск на 588 жителей. Для крупных городов минимум составляет 1,7 торговых точек с прессой на тысячу человек, ну, прямо, как в Европе. 

Что же на деле? По данным Ассоциации распространителей печатной продукции практически каждый пятый павильон с печатной продукцией, работавший ещё в 2015 году, в 2016 году был закрыт. Сегодня в стране осталось всего 23 тысячи газетных киосков, хотя ещё пять лет назад их было почти вдвое более 40 тысяч. Если отбросить некоторые исключения, как, например, в Липецкой области, где местная администрация поддерживает бизнес распространителей печатной продукции, в регионах практически тотально уничтожают точки по продаже газет и журналов. В лучшем случае, взамен предлагаются места в спальных районах, как в Волгограде, в худшем, как например, в Нальчике в декабре 2016 года, досрочно расторгаются договоры об аренде на размещение киосков с печатью, чтобы привести в «надлежащее состояние» архитектурный облик Нальчика и установить киоски нового образца в «установленных» местах. Многие предприниматели считают, что таким образом у них просто отжимают, хоть и не богатый, но свой бизнес.

Ирония в том, что и газета «Нальчик» местной администрации, как и все республиканские газеты, тоже продается в киосках печати, которые ликвидируются для улучшения архитектурного «лица» столицы КБР. И с проблемами экономики и падения рынка рекламы, о которых говорят на уровне федерального центра, эта борьба с точками продаж для печати в регионах как-то совсем не ассоциируется.

Конечно, рассуждая о проблемах российской печати, можно было бы оптимистично сказать, что ничего страшного в вымирании целой отрасли и нет - ведь на смену бумажным приходят новые замечательные интернет-газеты. Но дело-то в том, что по опросам социологов только 17 % людей готовы уже сегодня полностью перейти на чтение электронных версий изданий в интернете. Не готовы на этот подвиг 73% опрошенных, которые предпочитают интернету традиционные бумажные СМИ. 

Как говорят эксперты отрасли, печатные СМИ сегодня переживают не лучшие времена: искусственно созданные проблемы с распространением тиражей, которые на самом деле востребованы читателями, особенно в регионах, и сокращение рекламных поступлений, при том, что эксперты на самом высоком уровне отмечают самый высокий уровень доверия к рекламе именно в печатных СМИ. 

К сожалению, при сопоставлении этих фактов, напрашивается грустный вывод о том, что выжить в традиционном виде смогут только те издания, которые будут жить не за счет здоровой конкуренции и доверия людей к той, информации, которую они дают на своих страницах, а за счет бюджета и капризов местных администраций.

Хотя, людей ведь всё равно не обманешь. Выживут на самом деле только те СМИ, которые смогут рассказать своим читателям правду, без манипулирования фактами, уважая людей, для которых пишут, и сделать это интересно и талантливо.

Источник: Черкесск: вчера, сегодня, завтра

Оригинальный заголовок: Нужны ли печатные СМИ?

Похожие материалы: Доверие общества к традиционным СМИ неуклонно снижается