Лейтмотивом публикации Игоря Мосина стал захват рынка печатных СМИ России зарубежными издательскими брендами. Он обвиняет и их в недобросовестной конкуренций, и государство, которое (цитирую) «просто сдало свой рынок СМИ».
Некоторое оттеснение российских изданий правдиво лишь отчасти. Давайте вспомним, что приход на наш рынок в 90-х годах продвинутых зарубежных издателей, обладающих новейшими на тот момент редакционными технологиями и выпускающими действительно высококачественные продукты, дало старт развитию самой отрасли. Кроме того, издатели принесли в Россию серьезные инвестиции, в чем очень нуждалась наша индустрия. Все это подтолкнуло наш рынок, дало ему возможность учиться, заставляло двигаться вперед, поэтому отечественным редакциям оставалось только перенимать опыт, ставя цель «догнать и перегнать». Напомню, что еще при Петре I, не говоря уже о более поздних периодах истории, многие вещи приходили в Россию из-за рубежа, начиная с пороха и заканчивая современными цифровыми системами. Но к несчастью, многие российские издатели оказались не в состоянии учиться и двигаться вперед. Игорь Мосин в интервью говорит, что все российские издания гибнут. Ничего подобного! Возьмите группу изданий «Московского комсомольца» и «Комсомольской правды», изучите опыт региональных издателей — смоленской «Толоки» или «Газетного мира» из Нижнего Новгорода. Редакции, умеющие грамотно выстроить свою работу, идут в ногу с издательским прогрессом и имеют заслуженный успех.
В своей речи Игорь Мосин выявляет иждивенческие позиции, заявляя, что крупные издатели должны вступиться за маленьких, защитить их и начать диктовать всему рынку собственные условия. Как он это себе представляет? Рынок свободен! В этом и есть смысл современного общества — в свободных рыночных отношениях. Любые ограничения — смерть для рынка.
Да и та система рынка поставки, когда в основе взаимоотношений между издателем и дистрибьютором лежит не договор купли-продажи, а договор комиссии, о которой Игорь Мосин говорит уже не первый год, для российского рынка также не применима с учетом особенностей российского законодательства.
При всем этом отчасти соглашусь с тезисом Игоря Мосина о слабой поддержке нашего рынка государством. Это правда. Государство отказало отрасли в поддержке по целому ряду позиций, в частности — лишив печать дотаций на доставку подписных тиражей. Так и не была смягчена налоговая нагрузка, несмотря на то, что отрасль просила об этом неоднократно, приводя в пример опыт многих развитых стран. Поэтому в данном случае с г-ном Мосиным я согласен, но с некоторой оговоркой — несмотря ни на что, государство открыто для общения и обсуждения наших внутренних отраслевых проблем. Диалог ведется, в частности по целому ряду позиций в сегменте рекламы, например, о возврате на страницы газет и журналов рекламы качественного алкоголя и сертифицированных лекарственных средств. Государственная машина не однородна; отрадно признавать, что в ее работе задействованы эксперты, готовые к общению и лоббированию интересов нашей отрасли.
Отдельного внимания требует озвученная Игорем Мосиным утопическая идея создания на нашем рынке саморегулируемой организации. Модель СРО настолько фантастична и нереалистична, что продвигать ее могут заставить, наверное, только очень большие собственные неудачи. Поясню. В нынешней модели система СРО не применима на российском издательском рынке, потому как закреплена в законодательстве в совершенно нереалистичном для нас варианте — с обязательным созданием единого резервного страхового фонда, за счет которого будут покрываться провальные проекты. Напомню, что такой фонд должен создаваться за счет всех членов СРО, а на сегодняшний день ни один из российских участников рынка не согласен давать деньги на банкротов и неудачников. Резюмируя сказанное, хочу отметить, что я, безусловно, разделяю обеспокоенность Игоря Ивановича в связи с ростом проблем на нашем рынке. Но предлагаемые им рецепты не реалистичны и в известной степени наивны. Реальность жизни значительно сложнее и простых решений здесь нет.
Источник: PlanetaSMI.ru
Похожие материалы: Полемика между Мосиным И.И. и Оськиным А.В. о будущем рынка прессы России