Пока традиционные медиа пытаются определить свое место в современном мире, уровень доверия к СМИ достиг исторического минимума. За год доля аудитории 18–49, доверяющей СМИ, сократилась сразу на 10 п.п., с 36% до 26%. Аналогичный показатель у аудитории постарше (50+) снизился с 45% до 38%.
Рекламная выручка печатных изданий падает двузначными темпами, тогда как львиная доля доходов от интернет-рекламы достается крупнейшим платформам — Google и Facebook. В США рекламные доходы двух компаний выросли с 10 млрд до 12,9 млрд долларов, у всех остальных игроков они увеличились с 4,6 до 4,7 млрд долларов.
Одновременно, на фоне стремительного перехода от интернета веб-сайтов к интернету мобильных приложений и социальных платформ, издатели судорожно ищут способы удержаться на плаву. Молодые медиа, включая Mashable и BuzzFeed, увольняют сотрудников или снижают ожидания по финансовым показателям.
Все чаще звучат обвинения в адрес Facebook, чьи малопонятные алгоритмы сводят на нет все усилия издателей. Они неспособны отличить фотографию «Ужасы войны», получившую Пулитцеровскую премию, от детской порнографии. Марк Цукерберг продолжает настаивать, что Facebook — не медиакомпания, а журналисты называют компанию самым могущественным редактором в мире.
Потребление контента становится все более дифференцированным, свидетельствуют данные различных площадок. Все больше просмотров издатели получают вне основных сайтов. Среди самых революционных изменений — ускоренные мобильные страницы Google (Accelerated Mobile Pages, AMP), приложение Apple News и видео в соцсетях. Так, у CNN количество просмотров через Apple News увеличилось с 5 млн в августе 2016 года до 35 млн в сентябре. Свой кусок пирога отвоевал и сервис Instant Articles в Facebook.
Что касается фейковых новостей, то это явление нельзя назвать недавно появившимся. Однако развитие цифровой экосистемы привело к тому, что теперь ложные сообщения падают на благодатную почву. Согласно анализу Buzzfeed News, в последние недели президентских выборов в США фейковые истории были популярнее реальных. Новость о том, что Папа Римский поддерживает Дональда Трампа, а Хилари Клинтон продает оружие ИГИЛ (организация запрещена на территории России), набирали больше лайков, комментариев и репостов.
Между тем соцсети являются основным источником новостей для 12% пользователей по всему миру и для 28% молодой (18–24) интернет-аудитории. В связи с этим Reuters Institute прогнозирует рост популярности сервисов для фактчекинга. Facebook уже запустил систему по блокировке фейковых новостей в США и Германии, а также объявил о планах подключиться к стороннему сервису Snopes. Газета Washington Post тоже научилась уведомлять читателей о некорректном изложении событий в новости. К концу года можно ожидать появления сотен расширений для браузера и ботов в мессенджерах, которые будут подсказывать человеку, где ложь, а где правда.
Засилье фейков дает шанс качественным новостным брендам. Более чем две трети (70%) опрошенных медиаменеджеров считают, что опасения по поводу ложных новостей усилят позиции их онлайн-СМИ. Они видят в этой ситуации новые возможности и верят в востребованность авторитетных источников информации. Существует риск дальнейшего снижения доверия к медиа, но здесь дело за издателями и площадками — эксперты пристально следят, что придумают СМИ в ответ на кризис доверия.
Ирина Милош
Источник: Sostav.ru
Похожие материалы: Фейковые новости создают профессиональные журналисты