Несмотря на то, что ущерб от одного человека, пользующегося нелегальным контентом, кажется сравнительно небольшим, в масштабах общей аудитории пиратство – проблема, которая ежедневно приносит огромные убытки как создателям лицензионного контента, так и его дистрибьюторам. Редакция НСМИ постаралась детально разобраться в ситуации с пиратством и поинтересоваться мнением игроков медиаотрасли о проблеме и путях ее решения.
Сергей ВЕПРЕНЦЕВ, коммерческий директор группы компаний «Сибирские сети»
Мы не являемся правообладателями, мы помогаем доставлять контент до потребителя. Из того, что мы видим как провайдер, характер потребления услуг зависит от индивидуальных особенностей потребителя. Выделяется большое количество сегментов потребителей: по достатку, по степени продвинутости, по возрасту, по интересам, по профессиональной деятельности и т.д. Каждый сегмент интересуется своим контентом, каждый сегмент в зависимости от своих возможностей и принципов делает выбор между легальным или свободным контентом. Если говорить о массовом контенте, таком, как популярные фильмы, например, то прорыв в его легализации в России уже произошел с появлением агрегаторов типа ivi, Megogo, Tvzavr и других. Рекламная модель позволила сделать доступным для легального просмотра большое количество контента (за исключением новинок). Для дальнейшей легализации в России есть барьер цены: пока онлайн-просмотр новинок сравним со стоимостью просмотра в кинотеатре – массовый потребитель будет выбирать кинотеатр. Как только стоимость просмотра фильма упадет до 30–70 рублей, потребление легального онлайн-просмотра получит новый виток развития.
Елизавета КАПРАЛОВА, директор по связям с общественностью «Триколор ТВ»
- Насколько остро стоит проблема пиратства для компаний, которые распространяют легальный контент?
- В России традиционно высокий уровень пиратства по сравнению с развитыми европейскими странами или США. Пиратство существенно затрудняет развитие рынка легальных видеосервисов. Однако в последнее время мы наблюдаем положительные сдвиги в этой области, что связано как с совершенствованием законодательной базы, так и с работой правоохранительных органов, вырабатывающих в сотрудничестве с операторами и правообладателями новые, эффективные меры блокировки пиратских каналов распространения контента.
- Существует ли в России достаточная законодательная база для того, чтобы бороться с пиратством?
- Антипиратское законодательство необходимо совершенствовать постоянно, так как постоянно совершенствуются цифровые технологии.
- На Ваш взгляд, как можно приучить людей платить за контент?
- Не нужно давить на потребителей и пугать их штрафами за использование пиратских каналов распространения контента. Отказ от пиратства может быть только системным, включающим в себя законодательную базу, эффективную работу правоохранительных органов, грамотный маркетинг со стороны легальных сервисов и социальную рекламу. Есть масса примеров успешной борьбы с пиратством в мире, например, недавно в Германии было предъявлено обвинение человеку, который зарабатывал так называемым кардшарингом.
- Какие шаги предпринимает ваша компания для того, чтобы популяризировать использование легального контента?
- «Триколор ТВ» совместно с сотрудниками правоохранительных органов выявляет и пресекает попытки кардшаринга, распространения «пиратских» смарт-карт и вредоносных программ в регионах России и странах СНГ. Также оператор выявляет и блокирует пиратские сайты, предлагающие противоправный доступ к телеканалам спутникового телевидения. Кроме того, мы регулярно проводим совместные промокампании с правообладателями контента и телеканалами для популяризации платного телесмотрения, используя как собственный рекламный инвентарь, так и продвижение на внешних ресурсах.
- На Ваш взгляд, удастся ли когда-нибудь полностью искоренить пиратство, или часть аудитории всегда будет использовать нелегальный контент?
- В России необходимо снизить уровень пиратства до уровня экономически развитых стран (до 5–10% всего медиапотребления), в этом случае конкурентность российского цифрового рынка возрастет, принципиально изменится структура рынка, а задача борьбы с пиратством отойдет на второй план.
Марина СУРЫГИНА, генеральный директор Tvzavr
- Насколько остро стоит проблема пиратства для компаний, которые распространяют легальный контент?
- Это очень серьезная проблема не только для отрасли, но и для всего государства. Пиратские сайты «крутят» рекламу казино, порнографии. Не уверена, что они вообще имеют юридические лица в РФ и платят налоги. Легальные онлайн-кинотеатры, такие, как Tvzavr, теряют из-за этого пользователей и доходы. А государство – налоги.
- Существует ли в России достаточная законодательная база для того, чтобы бороться с пиратством?
- Текущей законодательной базы для борьбы с пиратством недостаточно. Новый так называемый «законопроект о зеркалах» ограничивает заблокированные пиратские сайты и их «зеркала». Мы очень ждем принятия этого законопроекта. Это существенно снизит количество пиратских сайтов в поисковой выдаче.
Мы очень хотим привить нашим зрителям культуру потребления легального кино, в основном мы нацелены на молодую аудиторию, чтобы получить потребителей (и рекламы, и фильмов) в будущем. А молодому поколению надо прививать эту культуру. И делать это надо уже на государственном уровне. Это и социальная реклама, и информация, которую дают в школах на уроках ОБЖ (так как зачастую учителя не в курсе, что легально, а что нет, это неправильно).
- На Ваш взгляд, как можно приучить людей платить за контент?
- Пользователи хорошо платят за услуги интернет-операторов (как в России, так и за рубежом). Поэтому интеграцию подписки на VOD-каталог Tvzavr в пакеты услуг интернет-операторов мы считаем одним из важнейших направлений развития. Это как раз зарубежный путь развития.
Также такие устройства, как Smart TV, – это зона, практически очищенная от пиратства. Поэтому мы видим, что люди, покупающие себе такие «умные» телевизоры, все чаще платят за контент. Цена фильма зачастую дешевле, чем в кинотеатре, а посмотреть его можно дома с семьей. Цифровые окна сокращаются, фильмы на Tvzavr зачастую становятся доступными одновременно с кинотеатрами. Это удобно, потому что дешево – кинопремьера по цене чашки кофе. Поэтому услуга платного просмотра онлайн становится все более популярной.
- Какие шаги предпринимает ваша компания для того, чтобы популяризировать использование легального контента?
- В прошлом году Tvzavr показывал некоторые фильмы одновременно с кинотеатрами, например, «Богатырша», «В центре внимания», «Три девятки», «Крейсер», «Плохой Санта 2». В 2016 году мы выпустили новый социальный проект «Русское кино» во всем мире. Это приложение «Русское кино» для телевизоров Smart TV и мобильных устройств, также проект представлен на сайте Ruskino.net.
Социально значимый проект «Русское кино» направлен на популяризацию российского кино в частности, а также на популяризацию российской культуры в целом во всем мире. Благодаря ему смотреть фильмы на русском языке легально и в хорошем качестве в Рунете теперь могут иностранцы, интересующиеся Россией и русским языком, а также эмигрировавшие за границу российские граждане, которых сегодня насчитывается более 30 млн. человек. Многие из них скучают по родине. В этом ключе русские фильмы станут для них своеобразной связью с Россией.
- На Ваш взгляд, удастся ли когда-нибудь полностью искоренить пиратство, или часть аудитории всегда будет использовать нелегальный контент?
- По результатам исследования, которое проводил в прошлом году Медиа Коммуникационный Союз, всего 7–8% людей являются убежденными пиратами. Остальные же смотрят пиратский контент по незнанию, они не отличают легальный от пиратского, просто смотрят то, что выпадает в поисковой выдаче. А сайты с нелегальным контентом всегда появляются в топе поиска из-за большой посещаемости. Если пиратские сайты перестанут появляться в поисковой выдаче, автоматически вырастут посещаемость и просмотры на легальных площадках. Конечно, убежденные «пираты» останутся, но проблема уже не будет иметь таких масштабов.
Источник: Новости СМИ