В начале января 2017 года инфляция больше всего отразилась на стоимости кроссвордов и сканвордов — цены на них выросли на 15,4% к аналогичному периоду 2016 года, следует из данных мониторинга Ассоциации распространителей печатной прессы (АРПП). Стоимость телегидов увеличилась на 14,1%, новостной прессы — на 13,2%.
Председатель правления АРПП Александр Оськин объясняет это рыночными механизмами: на кроссворды есть устойчивый спрос, читатели готовы платить больше и это влияет на предложение. При этом больший рост цен в 2017 году он называет неизбежным: чтобы сохранить маржинальность бизнеса, издатели должны увеличить стоимость прессы на 15-20%.
На повышение цен на прессу в первую очередь должны сказаться подорожавшие коммунальные услуги и рост стоимости бумаги. Так, газетная бумага выросла в цене от 4,6% до 20% в зависимости от региона РФ. В Москве этот показатель составил 17,2%. Сейчас, по данным АРПП, издатели намеренно сдерживают цены на печатную продукцию. Это вызвано низкой платежеспособностью покупателей и, соответственно, уменьшением спроса на прессу, отмечают в ассоциации.
Гендиректор ИД Bauer Media Group Алексей Иванов говорит, что издательство старалось не перекладывать на потребителей рост издержек и в 2017 году значительное изменение стоимости тоже не планируется. Но стоимость прессы может вырасти по решению распространителей, добавляет он: те сами устанавливают розничные цены, на которые ИД не может влиять. В 2016 году ИД Bauer Media Group повышал отпускные цены точечно, в коридоре 5-10%. По словам господина Иванова, меньшая инфляция при текущей маржинальности не имела смысла, а больший рост цен опасен.
У "Комсомольской правды" цены на издания в 2016 году увеличились на 10%, в 2017 году планируется прирост еще на 10%, сообщил гендиректор ИД Владимир Сунгоркин. Читатели нервно реагируют на любое повышение стоимости, поэтому в издательстве сдерживают рост цен, подтверждает он предположение АРПП. Но в целом выручка компании за прошедший год не уменьшилась: у "Комсомольской правды" единая бухгалтерия и падение доходов от печатного сегмента удалось компенсировать за счет рекламы на радио и в интернете. Кроме того, в 2016 году проходили выборы в Госдуму, и политическая реклама также помогла "свести концы с концами", добавляет господин Сунгоркин.
По итогам 2016 года цены на прессу выросли на 6,7% по сравнению с 2015 годом. Это практически не отличается от усредненного показателя инфляции на непродовольственные товары — 6,5%, отметили в АРПП. Наиболее сильный рост цен на печатные СМИ произошел во втором полугодии, хотя издатели стали повышать отпускные цены начиная со второго квартала: "розничные киосковые сети более оперативны и изменяли ценники на прессу, следуя за издателем в третьем квартале 2016 года. ""Прогрузка" новой цены в сетевых магазинах — процесс более длительный по согласованиям и срокам, поэтому ценники на изданиях в них сменились ближе к концу года — в четвертом квартале",— поясняется в исследовании АРПП. На замедлении инфляции сказалось и укрепление курса рубля.
Если к низкому росту цен в 2016 году прибавить падение доходов от рекламы и подписки, а также рост затрат со стороны издателей, можно сказать, что совокупные доходы издательского бизнеса в 2016 году сократились на 10-15%, предполагает Александр Оськин. По данным Роспечати, в 2015 году объем рынка печатных СМИ составил 65,96 млрд руб.
Елизавета Макарова
Источник: КоммерсантЪ