Что было, что есть и что будет со СМИ

Теперь 13 января принято отмечать День российской печати. «День печали», -
посмеиваются журналисты. Однако состояние дел в «задорном цеху», мягко говоря, не очень. Причины слишком очевидны: экономика сдувается, политическая игра, дающая бодрый заряд, разворачивается только в воображении. Редакции разрываются между читателем и чиновником, тиражи скудеют, закрываются отдельные СМИ. Словом, бодрости никакой даже в собственный профессиональный праздник. Однако в силу неизбывного природного оптимизма пишущая и снимающая братия все еще надеется: время придет. Оно уже в пути. 

О том, что было, что есть и что будет со СМИ, рассуждают эксперты медиасферы. 

Российская печать насчитывает уже 314 лет. Отсчет идет с начала января 1703 года, когда по указу Петра Первого вышла в свет первая российская газета «Ведомости». Пережита эпоха Российской империи, эпоха Советского Союза и вот уже 26 лет российская печать существует в новейшей истории России. Официальным днем празднования Дня печати в России стало 13 января. И этот день отмечают журналисты и традиционных «бумажных» изданий, и электронных.

Компот заказывать рано

- Нет, мы оптимисты, - заявила Наталия Сорока, начальник отдела информационного сопровождения управления пресс-службы и информации правительства Челябинской области, - рано еще заказывать поминки по СМИ.

По словам чиновницы, медиапространство не только существует, но еще и развивается. А главный могильщик газет Интернет, оказывается, дает вторую жизнь печатным СМИ. А еще у районных газет есть преимущество перед другими – местный контент: на 75 процентов «районки» состоят из местных новостей. 

- Оперативная информация в Интернете, - отмечает Наталия Николаевна, - но если мы хотим какой-то анализ, осмысление событий, эксклюзивные факты, то отправляемся на сайты местных газет. Написать профессионально, точно, объективно могут журналисты, которые находятся рядом, живут в одном городе или селе со своими героями. 

Сегодня позиция правительства и губернатора такая, чтобы не дать погибнуть этому пласту СМИ, помогать в развитии. К государственной поддержке подходы разные. К сожалению, сохранились архаичные формы господдержки. Где-то дают всем поровну, где-то помогают слабым, культивируя потребительские настроения. В Челябинской области выбрали третий вариант: взят курс на возмещение части расходов, которые несут редакции по ключевым позициям, в основном это затраты на типографию. Существует математическая формула – и каждая редакция получает то, что заслужила. Учитывается все: тираж, охват населения, цветность. Большое значение имеет качество издания, новые формы контента: инфографика, листика и так далее. В правительстве анализируют ключевые показатели. Поддержка наступает в соответствии с поговоркой «как потопаешь, так и полопаешь». 

СМИ светят гранты

Сегодня в правительстве понимают, что локальные рынки основательно просели. Редакции переживают 40-процентный спад по доходам от рекламы. 

- Тем не менее не все так плохо, - считает Наталия Сорока и откровенно говорит: – Местные газеты не могут существовать сами по себе. Проблема взаимоотношения с местной властью - ключевой момент для всей страны. Мы не можем пока сказать, что они конструктивные. Вот в Кыштыме все хорошо выстроено, в Увельском районе. Но есть такие руководители муниципалитетов, которых можно назвать вредителями. Они по старинке считают, что газета только рупор местной администрации, а где-то вообще запрещают публиковать, например, соболезнования («Не превращайте газету в похоронный листок!»). Запрещают ставить рекламу на первую и вторую полосу. 

Цензура, к сожалению, до конца не искоренена. Где-то местная администрация даже пытается вычитывать какие-то определенные материалы, а порой и весь номер просматривать. Но мы должны идти вперед, развиваться. В этом году, конечно, господдержка останется. На приеме по случаю Дня печати губернатор Борис Дубровский заявил, что услышал просьбы редакционных коллективов о том, что имеет смысл внедрить систему грантов для всех СМИ, существующих на территории области. В этом году ее начнут разрабатывать. 

Перекосы рекламного рынка

- Прошедший 2016-й был тяжелым для всех журналистов, для всех СМИ Челябинской области, - комментирует ситуацию в СМИ Сергей Филичкин, директор газеты «Южноуральская панорама», член правления Союза журналистов Челябинской области. - Наша пресса понесла очень тяжелые потери. Случилось трагическое закрытие «Челябинского рабочего». Это очень старая, во многом консервативная, качественная газета. На другом полюсе можно отметить закрытие канала «Урал-1», во многом очень передового, революционного. При этом говорить, что закрытие СМИ происходит потому, что меняется технологический уклад, не приходится. Хотя и в этом есть своя причина. Но основным фактором, который сегодня сдерживает развитие СМИ, является кризис в экономике страны и региона. Мы же понимаем, что основной рекламодатель - это малый и средний бизнес, который-то и дает жизнь СМИ. Вот он-то сегодня переживает не лучшие времена. Предприятия переходят в режим оптимизации расходов - в первую очередь экономят на рекламе. Стоит отметить низкий уровень политической конкуренции, который также не способствует развитию различных общественно-политических изданий. 

Однако не все так плохо. По мнению Сергея Владимировича, средств массовой информации в Челябинской области по-прежнему много, большинство из них держатся достаточно устойчиво. И у них есть неплохие перспективы. Но было бы опрометчиво не замечать реального состояния дел. Омрачают ситуацию неудержимый рост расценок на все и вся. Эксперт отметил очередное повышение цен на бумагу (13 – 16 процентов в среднем по области). Совершенно сенсационно «Почта России» подняла цену на доставку прессы (300 процентов на транспортные услуги!). 

- Вижу здесь не продуманную государственную политику, а, может быть, очень продуманную – направленную на то, чтобы СМИ стало как можно меньше, - заявил Сергей Филичкин. - У нас полностью разрушен и перестроен непонятно в какую сторону рекламный рынок. Введены многие запреты на публикацию информации о различных товарах и услугах. К примеру, совсем не понятно, почему нельзя публиковать рекламу некоторых лекарств. Зачем это сделано? Наверное, чтобы газетчикам, телевизионщикам и радийщикам жилось немножко тяжелей. Похоже, есть некая политика, направленная на уничтожение региональных, малых, независимых СМИ. Идет перекос в сторону федеральных СМИ. Создается такое ощущение, что у кого-то есть желание видеть в стране один телеканал, одну газету и одну радиостанцию, чтобы, находясь в Москве, взять под себя весь рекламный рынок, всех подписчиков и всех зрителей. Мне эта ситуация крайне не нравится. Есть и позитивный момент – газетам разрешили ставить не 40, а 45 процентов рекламы. Но надо не искать поддержку, а сделать так, чтобы СМИ могли сами зарабатывать. Это даст им независимость, лицо, возможность работать и иметь общественно-политическую позицию. 

В медиасфере многими отмечается стагнация. Видно, что многие просто выживают. Развиваться в таких условиях тяжело. Но при этом мы пытаемся войти в новый технологический уклад. Газетные бренды однозначно пройдут конвертацию «в цифру». Это интернет-ресурсы, группы в соцсетях, мобильные приложения. Сегодня появляются условия, когда СМИ могут работать вообще без мобильных носителей, распространяя контент через носители других медиакомпаний. 

Кто он, молодой журналист?

- Неожиданно увеличился приток абитуриентов на факультеты журналистики в нашем городе, - отмечает Марина Загидуллина, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики ЧелГУ. - В нашем университете мы получили рост почти в два раза. Теперь пытаемся разобраться в этом феномене. С одной стороны, в СМИ дела не так уж хороши, а с другой - молодое поколение выбирает журфак. Дело в двух трендах в сознании молодежи. Во-первых, это эгоцентризм. А журфак отвечает потребностям в саморепрезентации в информационном пространстве. Сегодняшние студенты все с собственными аккаунтами в «Инстаграме», в социальных сетях. Они хотят лучше знать, как себя продвинуть. С другой стороны, к нам приходят люди с активной жизненной позицией. Они могли бы с успехом учиться на других факультетах, но им интересна политическая борьба или борьба за права человека. Хотя мы привыкли думать, что у нас это угасает в обществе. Думаю, что переход журналистики в разряд медиакоммуникации очень значим. Для задач практической журналистики выпускники, разбирающиеся в медиакоммуникации, не совсем востребованы. Эти люди могут продвигать журналистский продукт, даже не свой. Поэтому им не нужна будет редакция.

Нам министерство образования позволяет открыть факультет медиакоммуникаций. Он будет, несомненно, конкурировать с журналистикой в чистом виде. Время меняется, и требует делать больший акцент на медиаэстетику, дизайн, технологии, продвижение. Недаром же появляются формы, которые никогда не попадали в сферу общественного внимания. Например, гейминг. Компьютерные игры с их возможностями, визуальными эффектами предлагают неисчерпаемый ресурс. Надо помнить, что все новое развивается в малоконкурентной среде. Разрыв между выпускником вуза и редакцией будет все больше увеличиваться. 

«Союз журналистов»

По мнению экспертов, газету «Губерния» стоит назвать лучшей в области. Сильные» и живучие издания, работающие «назло врагам», - газеты «Кыштымский рабочий», «Саткинский рабочий» и «Усть-Катавская неделя». В профессиональном сообществе отметили и «Южноуральскую панораму». Газета эта официальная, но не застегнутая на все пуговицы, душевная, теплая и интересная.

Возможна ли самоокупаемость в СМИ?

- Мало таких, - отвечает Сергей Филичкин. - Они не берут деньги, не работают по госконтракту. Хотя госконтракт - это хорошо, иначе бы не пережили. Я всегда рассматриваю экономику любого СМИ, для себя отмечаю два блока доходов: «хорошие деньги» и «плохие деньги». «Хорошие» - полученные от продажи газеты, от подписки, от рекламной деятельности. «Плохие» - госконтракты, выплаты от муниципалитетов; деньги, заработанные на выборах, полученные от крупного полиграфического бизнеса; обязательные публикации, средства депутатов и политических партий. Если в экономике любого СМИ хороших денег менее 70 процентов, то это СМИ зависимое и не может иметь самостоятельной редакционной политики. Задача – сделать так, чтобы «хороших денег» было как можно больше. Это моя модель. 

Сергей Таран

Источник: Вечерний Челябинск

Похожие материалы: Оглядываясь назад