Правда, конкурс уже состоялся и договор с компанией «Метропресс», привычным партнером «Петроцентра», уже заключен. Заставить изменить это решение теперь может только суд. В ведомстве готовят административное дело в отношении «Петроцентра».
Жалобу в петербургское УФАС на правительственного издателя подало ООО «Луч», первая за несколько лет компания, которая попыталась состязаться с ООО «Метропресс» за право распространения газеты «Петербургский дневник» и газеты «Петербургская фотохроника» на станциях ГУП «Петербургский метрополитен». Попытка провалилась — контракт на 2017 год снова заключили с «Метропрессом» на сумму в 15,3 млн рублей из максимально возможных 15,6 млн рублей.
«Луч», который предложил выполнить заказ всего за 14 млн рублей, подвели другие критерии — опыт работы (распространение на территории метро периодических печатных изданий) и количество автотранспорта. Побеждая «Метропресс» по цене (решающий параметр), компании нужно было представить лучшую документацию по одному из двух других критериев. По мнению «Луча», он это и сделал, приложив 58 соответствующих договоров и ожидая за них 58 баллов от конкурсной комиссии. Но балл достался всего один: как объяснили в УФАС представители «Петроцентра», конкурсная комиссия посчитала все договоры за один, так как каждый из них был заключен только на одну станцию метро.
В петербургском УФАС заявили: такой трактовки конкурсная документация не подразумевала, налицо нарушение ФЗ 233 о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Теперь ведомство будет рассматривать вопрос о возбуждении административного дела в отношении «Петроцентра». Тем не менее полномочий отменять заключенные сделки УФАС не имеет. «Но если «Луч» обратится в суд, он может требовать расторжения договора», — объяснила Лениздат.Ру пресс-секретарь петербургского УФАС Марина Нериновская.
Гендиректор «Петроцентра» Людмила Яковлева, в свою очередь, рассказала Лениздат.Ру, что в будущем году в компании «обязательно учтут» решение ведомства. «Мы всегда учитываем все рекомендации и пожелания, тем более таких органов, как УФАС, — заметила она. — Мы всегда находимся в поле и в рамках закона».
Директор «Метропресса» Павел Рыбаков заявил Лениздат.Ру, что не уполномочен давать никаких комментариев касательно договоров компании с «Петроцентром» в целом и разбирательства в УФАС в частности.
С руководством ООО «Луч» Лениздат.Ру связаться не удалось.
«Луч» - не новая компания на рынке. Зарегистрированная в 2012 году в Петербурге, она предоставляет в первую очередь транспортные услуги и с 2013 года выигрывает различные государственные контракты. Всего за три года их было как минимум 62 на общую сумму минимум 70 млн рублей. В основном это предоставление автотранспорта и развозка для больниц и госучреждений. Например, 17 контрактов за два года «Луч» выиграл на предоставление транспортных услуг и услуг по делопроизводству для Следственного управления Следственного комитета РФ по Тульской области. Работала компания также для учреждений Московской области, Краснодарского края, Башкортостана и Чеченской Республики. Виды экономической деятельности в основном тоже связаны с автомобильной развозкой.
Учредитель и генеральный директор компании Александр Несмеянов руководит также такими компаниями, как ООО «АТП», ООО «РУМБ», ООО «Кадровое агентство» (транспортные перевозки) и ООО «Драйв логистикс» (строительство жилых и нежилых помещений)
Старые счеты
Конкурс на распространение «Петербургского дневника» в метро уже вызывал интерес УФАС. В 2012 году антимонопольная комиссия нашла нарушения в том, как «Петроцентр» заключал договоры подряда с компаниями. Выяснилось, что выигравший «Метропресс» оказывает «Петроцентру» лишь логистические услуги, а распространением в традиционном понимании этого слова — раздачей и размещением на стойках — занимается ООО «Питертехпроект». Причем делает это на безвозмездной основе. У компании «Метропресс» не оказалось прямого договора с ГУП «Петербургский метрополитен» на аренду стоек для распространения в вестибюлях метро. А у «Питертехпроекта» этот договор был, и «Метропресс» заключил договор с подземкой через посредников — с ООО «Рекламное агентство "Камея"». Оно, в свою очередь, арендовало стойки у компании «Питертехпроект», которая арендовала их у метрополитена. Эта схема и вызвала интерес УФАС. В тот раз уже утвержденные итоги конкурса тоже не пересматривались.
К сожалению, глава «Метропресс» не посчитал возможным сообщить Лениздат.Ру, смогла ли компания решить эту проблему к 2017 году или до сих пор пользуется услугами суб- и «субсубподрядчиков», сославшись на то, что распространение и этой информации не входит в его компетенцию.
Напомним, нарушения антимонопольного законодательства в распределении средств на «Петребургский дневник» УФАС находило и в 2010 году — в тот раз нарушителем оказался комитет по печати. Тогда надзорное ведомство обнаружило, что в проведенном конкурсе вовсе отсутствовали критерии и порядок определения победителей. Их УФАС и постановило разработать к следующему конкурсу. Комитет проблему решил просто: в 2011 году эту часть бюджета распределяли уже районные администрации.
В 2012 году последовала очередная схватка петербургского УФАС с комитетом по печати по поводу финансирования «Петербургского дневника». Антимонопольное ведомство признало незаконными конкурсные процедуры на издание и распространение газеты (фактически в конкурсе мог участвовать только «Петроцентр») и даже просило губернатора Петербурга Георгия Полтавченко поменять принципы финансирования газеты. Решение тогда отменил арбитраж, но УФАС собиралось доказывать правоту и дальше. Впрочем, с этой проблемой правительство тоже справилось изящно — отменив конкурс на издание «Петербургского дневника» вовсе и заменив его целевой адресной субсидией.
Вероятно, и в следующем году «Петроцентр» изменит формулировки конкурсной документации на распространение «Петербургского дневника» так, чтобы подобных ситуаций больше не возникло. Будет ли обращаться ООО «Луч» в суд в этом году и оспаривать итоги конкурса, неизвестно, пока же распространением правительственной газеты продолжит заниматься «Метропресс». Правда, на сумму в два раза меньшую, чем раньше. Если в 2013, 2014 и 2016 году на эти нужды выделялось по 30 млн рублей, то в 2017 компании придется укладываться в 15 млн рублей.
Источник: Лениздат.ру