Больше всего меня поразили в этом тексте тенденциозные вопросы журналиста, который впрямую подталкивал Засурского к подтверждению главного посыла о скорой смерти печатных СМИ. Так, начиная интервью, корреспондент напомнил о закрытии бумажных версий журналов «Власть» и «Деньги» и обозначил главную тему разговора: «Мы приближаемся к тому состоянию, которое принято называть смертью бумажной прессы… Об этом мы поговорим с нашим сегодняшним гостем». А затем репликами типа «вместе с печатной прессой уходит и огромный пласт культурной деятельности под названием "журналистика"» пытался направить разговор в «правильное» русло.
Надо отдать должное Засурскому – отвечал он развернуто и достаточно сбалансированно, часто не подтверждая «похоронные» интонации в вопросах радиостанции, хотя и некоторые перегибы, с моей точки зрения, у Ивана Засурского наблюдались. В частности, это его заявление о том, что «с газетами у нас ситуация очень простая: они никому не нужны. Зная места – просто определенные кафе – можно никогда не платить ни за какие газеты». Или довольно спорное утверждение, что в России «воскресных газет никогда не было и не будет, потому что "Почта России" не собирается работать в воскресенье ни за какие деньги».
Но кроме подобных перегибов у завкафедрой МГУ были здравые мысли, особенно в части дифференциации рынка прессы по очень простому принципу – кто способен меняться и лучше работать, тот процветает. А кто закостенел и перестал чувствовать вызовы времени, тот умирает.
Разительным контрастом с данным материалом «Радио Свобода» является круглый стол на Общественном телевидении России, где обсуждалась та же тема – о судьбе печатной прессы. Здесь вместе с группой экспертов была представитель МГУ Елена Вартанова, которая давала взвешенные оценки состоянию и будущему печатных СМИ, и я подписываюсь под каждым ее тезисом. Кстати, и ведущий этого круглого стола не пытался навязать свою точку зрения его участникам, что выгодно отличает позицию ОТР от позиции РС. Поэтому хотелось бы, чтобы радиостанция «Свобода», несмотря на свой «электронный» характер, брала пример с Общественного телевидения и сохранила объективность по отношению к своему конкуренту – печатным СМИ.
Иногда меня спрашивают, в чем причина существования группы медиаэкспертов, которые с упорством, достойным лучшего применения, «хоронят» бумажную прессу? На мой взгляд, ларчик открывается просто. Речь идет о борьбе за рекламные потоки. Рекламным агентствам такие медиаэксперты с погребальными лопатами наизготовку прямо советуют: «Сюда ходи, а туда не ходи». Так что все упирается в экономические мотивы, а отнюдь не в высокое искусство полемики.
Совершенно очевидно, что бумажная пресса, как и все другие каналы распространения контента, будет существовать ровно столько, сколько это нужно потребителю. А культура потребления печатного слова передается из поколения в поколение. неслучайно в продвинутой Японии, «задавленной» девайсами и гаджетами, бумажная газета «Асахи» продается тиражами 7 млн. экземпляров в день. К слову сказать, и у нас есть продвинутые издательские дома, вся продукция которых расходится миллионными тиражами. Так что рано хоронить «бумагу», лучше дискутировать о том, как обеспечить симбиоз «бумаги» и «цифры».
Источник: alexander-oskin.livejournal.com