На 13 станциях открылись первые павильоны "новых форматов". Чем же они отличаются от прежних, задалась вопросом "РГ".
Станция метро "Митино". На первый взгляд в переходе все как и было: стеклянные ларьки, знакомый ассортимент. Сумки, постельное белье, флешки с батарейками... Но вот и новшество: билетная касса и павильон с кофе и булочками, к которому выстроилась небольшая очередь.
"Давно хотел, чтобы здесь что-то такое появилось, - делится со мной Алексей со стаканом, от которого поднимается пар. - После сноса ларьков у метро перекусить недорого, выпить кофе перед дорогой стало просто негде. А здесь - отлично".
А вот еще новенькое. Под колонной примостился почти целый магазин с прилавками, куда можно зайти и не только посмотреть шапки и зимнюю одежду, но и примерить обновку. Спрашиваю у продавцов - как клиентура?
Жалуются - пока почти никого нет. То ли кризис виноват, то ли посленовогоднее затишье - потратились на праздник, а новых денег еще не заработали. Ни туалета, ни раковины, чтобы помыть руки, здесь нет, как и раньше, - приходится бегать в ближайший торговый центр. Но продавцы оптимизма не теряют - ждут февральских зарплат у пассажиров: "Все равно что-нибудь купят, мы же у всех по пути находимся".
Покупатели за год отвыкли покупать что-либо в метро. Нужно время, чтобы они пришли снова
Еду дальше. В "Строгино" специализация палаток такая же, что и в "Митино", кроме одной, где разместился маникюрный салон. Вот уж правда новость для метрополитена! Да и цены демократичные - базовый маникюр обойдется всего в 250 рублей! "Мы очень довольны, - говорит управляющая Анна Золотарева, - за месяц 58 клиентов. Работаем с 8.00 до 22.00, людям очень удобно, многие записываются. Когда объявят еще конкурсы, обязательно будем участвовать".
Следующая "золотая" точка в моем маршруте - на "Юго-Западной". На торгах "ушла" за 652 тыс. руб. в месяц при начальной стоимости в 43 тыс. Какая из шести работающих палаток "та самая" - непонятно, с виду все одинаковые, как и ассортимент. Есть и киоск с печатной продукцией, возле него - пусто.
- Почти никто не спрашивает газет, - огорчается продавщица Галина. - Как будто все забыли, что их можно купить в метро".
- Люди привыкают покупать конкретные товары и услуги в определенных местах, - говорит Михаил Мандалян, председатель комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли общественного питания и бытовых услуг московской торгово-промышленной палаты. - Переходы пустовали больше года, и покупатели ушли. Нужно время, чтобы вернулись. Правда, боюсь, что арендаторы набрали павильонов по не очень адекватным ценам и отбить арендную плату им будет трудно. Для этого к ассортименту товаров нужно подходить более вдумчиво".
На станциях "Новокосино", "Пятницкое шоссе", "Митино", "Строгино", "Шипиловская", "Зябликово", "Коньково", "Юго-Западная", "Римская", "Дубровка", "Марксистская", "Лермонтовский проспект" и "Пражская" открыто уже 82 обновленных киоска и магазина, сообщили "РГ" в пресс-службе департамента транспорта. Всего разыграно и готовится к открытию 315 торговых мест, среди них 20 киосков печати, 13 продуктовых, 10 театральных киосков, большой лот в 179 магазинов "комплексной специализации", 25 киосков под маникюрные салоны. Кроме того, в метро будет 38 зон с вендинговыми аппаратами, которые будут продавать прохладительные и горячие напитки, снеки и цветы. Устанавливать их начнут уже в январе.
Светлана Батова
Источник: Российская газета
Оригинальный заголовок: «Почта России» защитила российские интернет-магазины
Похожие материалы: Распространители газет и журналов хотят вернуться в метро — Коммерсантъ