С одной стороны, в течение последнего года российский рынок СМИ пережил закрытие таких печатных версий изданий, как газета «Новые Известия», еженедельников «Деньги» и «Власть». Они перестали выходить в бумажном варианте и перешли в Интернет. Ранее в 2010 году подобная судьба постигла и газету «Газета». С другой стороны, проводившийся в конце истекшего года опрос Левада-Центра относительно того, может ли Интернет заменить газеты, показал, что больше 50% респондентов ответили отрицательно и почти 40% положительно. Остальные не определились.
Закрытие бумажных изданий – явление, распространенное не только в России, но и в Европе, и за пределами континента. Последним таким нашумевшим случаем стало закрытие в 2012 году известной ежедневной газеты Германии Financial Times Deutschland, просуществовавшей целое десятилетие. В том же 2012 году закрылась и старейшая бульварная газета Германии Abendzeitung, первый номер которой вышел еще в 1919 году. В том же году исчезла с прилавков и когда-то популярная общенациональная газета Frankfurter Rundschau. За ней в 2013 году последовало другое известное издание Германии Westfaelische Rundschau. Нелишне напомнить и судьбу известного американского еженедельника Newsweek, также перешедшего в 2012 году в цифровой формат.
Известный немецкий исследователь массмедиа Гюнтер Рагер, отмечая происходящие на газетном рынке Германии изменения, связанные с закрытием печатных изданий, падением их тиражей и переводом их в цифровой формат, полагает, что в ближайшие 10 лет на этом рынке могут произойти существенные изменения. Они связаны с тем, что молодое поколение предпочитает Интернет бумажной продукции, и вслед за читателями туда же переходят и рекламодатели.
Однако иной позиции придерживается союз немецких издателей. Глава этого союза Анья Паскуай полагает, что хоть газетный бизнес и переживает сейчас гигантский трансформационный процесс, но и через 10–20–30 лет напечатанные на бумаге издания все еще будут читаться и продаваться. Правда, она делает оговорку. Возможно, на рынке в будущем останутся только дорогие и хорошо оформленные печатные издания для элитарного читателя и дешевые или даже бесплатные массовые газеты для чтения «в пути».
Конечно, можно пойти и по другому пути. Одно из ведущих экономических изданий Германии Handelsblatt пытается зарабатывать деньги на бумажную версию с помощью других проектов. В составе издательства имеются подразделения, организующие деловые конгрессы, готовящие аналитические разработки по заказам со стороны и даже собственное турагентство с уклоном в деловой туризм. Есть и домашнее рекламное агентство, которое берет подряды на поиск рекламы для других, не входящих в издательскую группу СМИ.
В конце прошлого года мне довелось встретиться с Фредом Турнхаймом, руководителем австрийского журналистского союза, и он подарил мне свою только что опубликованную книгу, посвященную проблемам современной журналистики. Она вышла в Вене под названием «Breaking News im Web 2.0». По его мнению, особенностью современного развития массмедиа является Интернет, на платформе которого любой человек может выступать в качестве журналиста. Интерактивное телевидение, YouTube и блоги как раз и облегчают так называемый журнализм каждого гражданина.
В этом плане даже телевидение начинает уступать свои позиции Интернету. Европейские издатели, считает Турнхайм, не должны сопротивляться новым тенденциям, а приспосабливаться к ним. Понятно, что сервисные услуги, такие как погода, состояние уличного движения, сообщения о мероприятиях, предложения товаров и их приобретение, все больше будут перемещаться от радио и телевидения в Интернет. И туда же будет уходить реклама.
Что касается перехода ежедневных газет в Интернет, то на этот счет Турнхайм приводит пример первой австрийской цифровой газеты Standard. В этом качестве она появилась еще в 1995 году. Но это была не копия бумажной версии газеты, которая существует до сих пор, а самостоятельное издание с независимой редакцией. Ее основательница Герлинда Хинтерлайтнер полагает, что благодаря Интернету принципиально изменилось отношение потребителя к самой информации. Потребитель хочет активно участвовать в создании информации путем комментирования, улучшения, дополнения и оценивания ее.
Оценка реакции потребителя на информацию представляет собой обратную связь для редакции, поскольку журналисты начинают понимать, что интересует их читателя. Онлайновая редакция и онлайновые журналисты – это, с точки зрения Хинтерлайтнер, особый вид журналистики. Работающие на печатное издание журналисты (офлайновые журналисты) не могут быть одновременно онлайновыми, поскольку цели у этих изданий разные и достигаются они разными методами. Поэтому она выступает за постоянный контакт между двумя группами журналистов, поскольку для читателя они делают один и тот же продукт.
С точки зрения поступления рекламы бумажная версия австрийской газеты удерживает первенство, хотя на первый взгляд число читателей онлайн-издания намного больше и достигает, как выражается Хинтерлайтнер, более миллиона уникальных клиентов. Однако количество реальных читателей можно определить только по проданным экземплярам газеты. Пока в мире не существует методики, которая позволила бы выявить в числе заходов на интернет-версию реальных читателей, но, как полагает Хинтерлайтнер, она появится через несколько лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что ежедневные газеты сейчас только ищут свой путь к читателю, сочетая различные виды подачи информации.
Олег Никифоров
Источник: Независимая газета
Оригинальный заголовок: КАРТ-БЛАНШ. Острота конкуренции Интернета и газет возрастает
Похожие материалы: Артем Амелин о традиционных медиа, интернет-СМИ и социальных сетях