Чтение для нас, уже сформировавшихся и не особо охочих до нового опыта существ, в первую очередь – развлечение. А люди выбирают те развлечения, которые требуют от них меньше сосредоточенности.
Парадокс: мы выбираем то, чем проще пренебрегать. К книге мы относимся уважительно – и именно поэтому между чтением и сериальчиком или проскролливанием интернета выбираем последнее.
Дети, это каждый психолог скажет, делают не то, что им говорят, а то, что видят. Мы предпочитаем всякую ерунду, и они предпочитают всякую ерунду.
Ну, мы-то от своей ерунды не отступимся. Мы на работе устаем, да взрослые люди, в конце концов, имеем право! А с детьми-то как быть? Заставлять, убеждать, хитрить, всплескивать руками и кричать «все пропало»?
Нет, надо просто подсунуть им хорошую ерунду. Ерунда ведь тоже бывает разной.
* * *
Меня попросили купить елочную гирлянду на Новый год. А их нигде нет!.. В «Ашане» нет, в «Перекрестке» нет. Вернее, есть, но за миллион рублей, а я бедный. Мне китайская нужна.
Хорошо, что возле нашего метро остался каким-то чудом недоснесенный газетно-журнальный киоск. Я к нему. И засмотрелся…
Засмотрелся на витрину с журналами для детей. Странное дело. Вроде бы детство – самая благодатная пора в жизни человека в смысле пытливости, готовности исследовать мир, жадности ума. Детская периодика должна как дельфин в море пива купаться в этом. А вот фиг.
Журнал про свинку Пеппу с пластмассовым кусочком свинки Пеппы, журнал про Человека-Паука с кусочком Человека-Паука: купи девяносто девять журналов – и у тебя будут все девяносто девять кусочков! Западная франшиза.
Спрашиваю – а «Классный журнал» есть? (Видел краем уха по телевизору, как его главный редактор Путину задавал вопросы во время прямой линии, ничего так мужик, наверное, и журнал хороший. А главное, свой.) Не-а, говорят, нету. И не бывает? И не бывает. Понятненько…
Ну, абзац про то, как мы закапываем свое будущее в то время, как наши воины сражаются на ближних и дальних рубежах, а рабочие вбивают сваи Керченского моста, опустим. Это и так понятно.
Опустим также абзац о том, что у нас «индустрия детства» отдана на растерзание Рынку: детская одежда и обувь стоят дороже взрослой, почему? Потому что себе не купишь – ребенку купишь. Куда ты денешься? И никакой «год семьи» верности курсу либеральных реформ не помеха.
То же – с книжками. Сколько раньше стоила хорошая детская книжка? Пятьдесят копеек – одну двестисороковую зарплаты. А сейчас – пятьсот рублей. «Дети мало читают»…
Обращает на себя внимание то, что отсутствуют как класс журналы для подростков. Когда заканчивается интерес к кусочкам Пепп, заканчивается и детская журналистика.
Маркетолог объяснит: годам к 12 родители перестают вкладываться в развитие детей, а сами дети журнал не купят, у них денег нет. К тому же – есть интернет. Там, правда, неразбериха и много погани, но детский ум и из такого умеет извлекать пользу. Ну, и не только ее… Вот только нас, взрослых, это не оправдывает.
Еще несколько лет назад журналы для подростков существовали: BRAVO, «Молоток», Cool Girl… Хорошо, что их не стало. Хорошо, потому что это были типичные потребительские журналы, эксплуатирующие низменные хотелки своих читателей.
Все они основывались на трех вещах: интерес к сексу, интерес к поп-музыке и интерес к модным рекламируемым фильмам. Интернет убил поп-музыку и кино (для подростков это больше не «самое главное»), а писать только про секс Минпечати и Рособрнадзор не разрешают. Вот эти журнальчики и уплыли.
Теперь маркетолог (этот инженер человеческих душ) говорит, что подростковые журналы в принципе невозможны. И хотя мне, непонятно почему, хочется плюнуть ему в рожу, это мнение все же надо учитывать. Уходя от киоска с чудеснейшей гирляндой-мигалкой за 170 рублей, я продолжал думать о детских журналах…
* * *
Главное – материально-экономический базис.
Кто купит? Тот, кому это интересно. А ни родителям, ни подросткам не интересно.
Родителям – потому что они уже постепенно перестают жить жизнью своих детей, внутренне готовятся к их самостоятельному полету и позволяют детям интересоваться не тем, что им, на родительский взгляд, полезно.
Детям – потому что привычки нет. Нет предложения, – а как можно заинтересоваться тем, о существовании чего ты не подозреваешь?
Вот две проблемы. Одним взмахом мухобойки решаем обе.
Да, подросток 12-14 лет все больше отделяется, закрывается от родителей, но все же остается частью семьи. «Отделение» же (и прежде всего – в области ценностей, увлечений) происходит не потому, что у него «трудный возраст», а потому, что мы перестаем интересоваться тем, чем интересуется он. Не разделяем его ценностей.
– Пап, гляди…
– Я устал от этой ерунды, дай посидеть спокойно!
Так что «вы и убили-с». (Кажется, уже цитировал это в прошлой колонке, все же Достоевский великий писатель.)
Ну, исправить родительские мозги (даже себе самим) мы не в силах, однако можем попробовать сделать вот что.
Мы можем сделать журнал – для подростков, – который будет интересно читать их родителям. (Может, даже чуточку интереснее, чем детям, все-таки у многих еще смутно живы в памяти «Пионер» и «Костер»: привычки не осталось, но руки помнят.)
Мы же ничем не отличаемся от своих детей. Нам же тоже хочется, чтобы им понравилось то, что нравится нам…
Этот прием уже сработал однажды: когда в семидесятые на Западе случился кризис мультипликации, а с началом эры домашнего видео к нему добавился кризис кинопроката, кто-то умный придумал полнометражный семейный мультипликационный фильм.
Для себя не пойдешь в кино, а для ребенка пойдешь. А чтобы не заснуть во время сеанса и не отлынивать потом от следующего похода, мультфильм должен быть интересен взрослому.
Со взрослыми характерами, обстоятельствами, деталями, шуточками. Детям это не мешает, а папе с мамой и мультфильму помогает.
У нас тоже такое было, – помните Чебурашку? Суперхит. А почему? Сумрачные декорации, минорная музыка, атмосфера сюрреалистического одиночества и покинутости... Только ли удачный образ главного героя все вытянул? Не только.
Там продавец апельсинов покупателя обвешивает. А Крокодил говорит Чебурашке «тебе у нас нельзя работать – съедят». А директор вредной фабрики «убирает трубу». А в школе ремонт не делают. В жадную до диссидентства эпоху это было ого и эге-гей. Мультфильм стал общепризнанным шедевром и национальным достоянием, потому что понравился взрослым.
Вот поэтому, если нам нужны какие-либо журналы вообще, то это должны быть семейные журналы. В смысле – для всей семьи. Родителям – свое, младшим детям – свое, старшим – свое.
И проведет ли семья вечер вместе за выполнением какого-нибудь заковыристого журнального задания – или по углам, уткнувшись каждый в свой гаджет, зависит от взрослых.
Предлагать детям интересные занятия – задача любящих и ответственных за них взрослых, потому что, когда дети выбирают развлечения сами, случается… всякое.
* * *
Собственно, я тут говорю про журнал, который мы с коллегами придумали и уже выпускаем. Это рекламная статья. Если вас это коробит, дальше можете не читать. (Ну, я же предупреждал – вы попали…)
Следующий вопрос – о чем должен быть журнал?
Ну, тут и выбора особого не было: мы литераторы. Но это и неплохо, ведь в литературе, как в футболе, разбираются все. Правда, как и футболом, не все интересуются, но это проблема решаемая.
Почему скучна литература в школе?
Потому что малышей учат «видеть красоту природы», а им хочется действия – событий, приключений. Потому что заставляют «составлять план» и «пересказывать по плану», а сильная сторона детей (и слабая – методистов) – это импровизация, парадокс, неожиданные наблюдения и выводы.
Это как если бы Пеле, Марадону и Месси заставляли играть по принципу «порядок бьет класс» (на этом футбольные параллели закончим) – мало того, что безумие, так еще и глупость.
На самом деле, литература – это интересно, потому что она написана про все, что есть интересного в мире, и является поводом к разговору об этом. О путешествиях и приключениях, о загадках истории и природы, о несправедливости, которая возмущает сердце, и о любви, о которой не с кем поговорить…
И развивать она должна не «дисциплину мышления» (для этого есть точные науки, они поэтому так и называются – «точные»), а интуицию и образное мышление (то есть – мгновенное мышление, методом озарения, «инсайта»).
Логика без интуиции и образного мышления летать не может. Иосиф Бродский: «Поэзия ускоряет мышление». Математик Анри Пуанкаре: «Мы доказываем благодаря логике, но открываем благодаря интуиции».
Чем лучше развито образное мышление (у человека, способного к систематическому и целенаправленному труду), тем более масштабные задачи он способен решать в любой области деятельности.
Это и есть главные задачи нашего журнала: 1) развивать образное мышление и интуицию; 2) прививать навыки поиска и обработки интересной информации. Гуманитарии тоже люди, хоть это и не общее мнение.
Кстати, именно дети с выраженными гуманитарными способностями у нас обделены больше других. Есть школы математические, химико-биологические – это всем понятно, там учат дело делать.
А чему учат в гуманитарных гимназиях? Не пойми чему плюс иностранные языки. В сухом остатке – иностранные языки.
А что будет делать наш ребенок с иностранными языками во взрослой жизни? Либо уедет за границу, либо станет обслугой в нашем колониальном государстве (которое, правда, подает надежду – но не в области культуры).
Вырастить из «гуманитарного» ребенка полноценного члена общества, а не чудака, знающего только, что в слове «мяч» не пишется мягкий знак, – это интересная задача.
Ай-яй-яй, «мяч»! А ведь обещал!..
Как называется журнал, я здесь, конечно, писать не буду, очень уж бессовестно это будет, но в комментариях, ежели они случатся, отвечу.
Лев Пирогов, литературный критик, публицист
Источник: Взгляд
Оригинальный заголовок: У вас есть дети? Вы попали!
Похожие материалы: Детская пресса - на острие атаки