Владимир Яковлевич, так сложилось, что свобода слова воспринимается как чисто журналистская ценность, а общества она вроде не особо касается. –
— В этом году мы будем каким‑то образом отмечать столетие революции 1917 года. Там много уроков. Я иногда думаю – были репрессии, неужели никто не видел? Видели и молчали? Это был лишь удел НКВД? И каждый жил в своей маленькой ячейке?
Ну в ячейке тоже не очень‑то притаишься. Под молох попадали самые разные люди – учёные, интеллигенты, рабочие, колхозники, которые к политике не имели никакого отношения. –
— Исторический опыт показывает, что от жизни никуда не спрячешься…
Значит, её как‑то надо осмыслять, анализировать, и это возможно только через прессу. –
— Безусловно. Но при этом мы же видим, как журналистика из аналитической, очерковой, исследовательской практически превратилась в информационную. И не только на уровне региональной журналистики, но и федеральных СМИ.
Да, но это случилось не сегодня. И тут я могу как практик сказать, почему – на аналитическую журналистику с настоящим глубоким исследованием проблем нет ни средств, ни времени. Просто выгоднее работать в «быстрых» жанрах. –
— В советской прессе, что бы о ней ни говорили, все же жанры, требующие аналитического подхода, были в чести. И чётко обозначалась государственная поддержка – журналисты имели зарплаты, социальную защищённость.
Думаю, что мы оба не идеализируем то время в журналистике. И если я его вспоминаю с благодарностью, то потому, что тогда можно было уехать в длительные и очень интересные командировки. К примеру, я прошла по Северному морскому пути… Сейчас такое в принципе невозможно. –
— А почему? Мы постоянно апеллируем к обществу, а основным заказчиком для всех СМИ является власть. На данном этапе ей сейчас это не надо.
Пётр Первый, учреждая первую в империи газету, видел в ней, прежде всего, инструмент. Как написано в Википедии «рассматривал газету как важное средство борьбы за проведение реформ и утверждение могущества Российской империи». То есть он не собирался ни с кем, а особенно с каким‑то обществом, обсуждать – как же провести эти реформы? Он сам знал как и только хотел донести до народа позицию власти. –
— В общем, эта традиция осталась почти неизменной. А в какой‑то момент политики для пропаганды своих же идей стали издавать огромные бесплатные тиражи газет, и наша профессия обесценилась. При этом, и в интернете ведь общественно-политические темы тоже не особо посещаемые. Наверное, читатель издали ощущает «заказуху»…
В современной журналистике есть очень интересные молодые ребята с хорошим аналитическим складом ума. Но, увы, сейчас не их время. Один из знаковых редакторов «Правды Севера» Валентин Александрович Клевцов любил говорить, что, вообще‑то, у газеты два крыла – информация и аналитика. А сейчас их тоже два – информация и пропаганда. –
— Но время ребят с аналитическим умом наступит, когда главным заказчиком станет общество.
Пока это невозможно по объективным причинам. Самое главное – нет рекламного рынка, который мог бы поддерживать хотя бы относительную независимость СМИ. –
— Ситуацию в какой‑то степени исправил бы закон о меценатстве, но он не принят ни на федеральном, ни на областном уровне. Речь идёт не только о прессе, но и о культуре в целом.
Кстати, в продвижении такого закона могли бы сыграть свою роль все творческие союзы, если бы они как‑то объединились. –
— А такие намерения есть. У нас довольно сильные творческие союзы – писателей, художников, театральных деятелей и журналистов. И есть смысл совместно выйти с общими предложениями к областному Собранию. Нам, конечно, важно в первую очередь поговорить о роли и возможностях СМИ.
А у меня иногда возникает вопрос: а власти что‑то черпают сейчас из прессы? Например, высокопоставленный чиновник почитал статью и подумал – вот ведь, оказывается, как оно! Сейчас же я изменю подход к делу.
Но вы же сами сказали, что власть – основной заказчик СМИ. Значит, она может увидеть там в основном свою собственную точку зрения или близкую ей. Но вот если бы появился ещё и такой заказ – чтобы журналисты могли ездить в командировки по области и рассказывать о её жизни. Тему можно и конкретизировать, например, по какому‑то поводу провести журналистское исследование. Тогда появится что‑то живое, возможно, интересное и полезное для самой власти. –
— Такой опыт есть во многих странах. И это тоже форма поддержки СМИ.
Один из норвежских телеканалов работает без рекламы, а живёт на бонусы от продаж телевизоров. Журналисты рассказывают о жизни норвежской глубинки, создают детские и юношеские передачи. Есть подобный опыт и в печатных СМИ. И тоже так исторически сложилось – изначально там заказчиком у газет были обычные люди, они пользовались услугами журналистов, в том числе, чтобы повлиять на власть в решении своих проблем. –
— У них свои традиции, у нас свои. У нас люди чаще всего идут в редакцию, когда уже прошли все круги ада и никто не помог.
Да, это точно наша традиция. И журналисты часто решают те проблемы, которые не входят в их компетенцию. Кстати, это хорошая традиция, мы её поддерживаем весьма активно. –
— Но чтобы эта помощь была максимально действенной, необходима журналистская корпоративная солидарность. А она у нас сейчас не особо проявляется.
Соглашусь. Но Союзу журналистов, что называется, на роду написано быть площадкой для корпоративного общения. И главная тема последних лет, которая обсуждается касательно нашего Союза – сможет ли он из творческого превратиться в профессиональный? –
— Последний внеочередной съезд Союза журналистов России был посвящён именно этой теме. Есть много нюансов, но самое важное – появилась возможность создать законодательную базу, чтобы такой Союз, наконец, стал реальностью. Но и сейчас он может многое. Сайт Союза журналистов имеет возможность опубликовать то, что не проходит по каким‑то причинам в других изданиях. Если будут нарушены права журналистов, мы в любой момент можем начинать кампанию в его защиту. Да, и вообще, быть членом Союза журналистов престижно, а если ты не работаешь в СМИ официально, членство в Союзе даёт такие же возможности, как и журналисту, состоящему в штате издания. К тому же это место для общения, профессиональных дискуссий, учёбы.
Владимир Яковлевич, как вы думаете, мы с вами оптимистично смотрим в будущее? –
— Конечно, оптимистично, недаром наша профессия древнейшая, говорят, что вторая.
Я бы поспорила. Думаю, что первая. Всё же в начале было Слово… –
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО
Источник: Медиапортал Правда Севера
Оригинальный заголовок: «Интересно, что черпает власть из прессы?»
Похожие материалы: Госдума при содействии ОНФ предпринимает серьезные усилия по поддержке региональных печатных СМИ