Аргументы недели: Киоски влияют на выборы?

Рынок периодических изданий и сетей распространения печати в последние годы сокращается. Причина тому – экономический кризис, повышение цен на бумагу, аренду, а также создаваемые местными «царьками» административные барьеры.

Впрочем, правительство РФ такое положение дел и сокращение киосковых сетей мало устраивает, потому ещё в апреле прошлого года было подписано постановление, которое в том числе устанавливает нормативы минимального числа палаток с прессой, дабы обеспечивать население свежей информацией. Но выполняется ли оно?

Речь идёт о Постановлении от 9 апреля 2016 г. №291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчёта нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов». Благодаря этому документу впервые узаконили нижний порог числа точек по продаже прессы. Причём отдельно для каждого региона, за исключением Крайнего Севера.

Коли появились какие-то нормативы, значит, уже можно проводить анализ обеспеченности населения киосковыми сетями. Такое исследование уже сделало Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, и его результаты назвать утешительными весьма непросто. Из 80 регионов, на которые распространяется Постановление, лишь 44 соответствуют установленным нормам. Так, среди лучших оказались Калининградская, Челябинская, Липецкая, Воронежская, Иркутская, Смоленская, Тульская, Ярославская области, а также Республика Марий Эл и Пермский край.

Но в некоторых регионах ситуация настолько плачевная, что, для того чтобы соответствовать Постановлению №291, необходимо увеличивать число торговых точек с прессой в 5–6 раз! Такое чаще всего встречается в Северо-Кавказском федеральном округе. Например, в Ингушетии. Согласно нормам, там должно быть 158 точек, а их всего 24. Получается, что на один киоск там приходится 19 329 жителей – население целого небольшого города! Впрочем, нехватка киосков встречается в отдельных регионах каждого федерального округа.

Казалось бы, что в этом такого? Ну, не хватает где-то киосков, а значит, наверняка это вызвано какими-либо экономическими причинами. Однако это не всегда так. Ни для кого не секрет, что в последние годы возросло административное давление на уличный ретейл – под ковши экскаваторов попадают в том числе и ларьки с периодическими изданиями. Кроме того, далеко не все региональные власти вообще считают нужным идти на какие-либо уступки и рассматривать предложения по развитию киосковых сетей и печатной отрасли в своих вотчинах. Выходит, что местным начальникам попросту нет дела до выполнения поручения президента РФ В. Путина – повысить доступность книжной и периодической печатной продукции для населения.

Рупор власти 

Во все времена СМИ являлись неотъемлемой частью политической жизни общества. В конце концов, неспроста её называют «четвёртой ветвью власти». Так или иначе, она формирует общественное мнение по конкретным вопросам и темам. Вспомнить, например, неологизм «Крымнаш» и события 2014 года – без той же поддержки СМИ вряд ли бы вообще можно было объективно донести информацию о референдуме и действиях «вежливых людей» на полуострове. И если бы этого не сделали наши телевидение и газеты, то свято место пусто не бывает – обязательно включилась бы мощная пропаганда из-за рубежа, которая вбивала в головы жителей России, что это была исключительно аннексия территории Украины. Так что не факт, что без всестороннего и объективного освещения тех событий сейчас решение наших властей по присоединению Крыма поддерживало бы 95% населения России (согласно данным ВЦИОМ).

Но это события громкие, которые рассматривают все крупные СМИ. А есть ведь события калибром поменьше, которые не попадают в прицелы видеокамер или же им не уделяются десятки часов в аналитических программах на телевидении. В силу своей специфики печатные СМИ больше заточены на анализ текущей ситуации, и именно она-то и позволяет в большей степени составить общественное мнение, показать события с разных точек зрения, чтобы читатель уже самостоятельно сформировал своё отношение к тем или иным событиям. В конце концов, это же не телевизор, который что-то бормочет на кухне, а люди включают его для фона. Газету, журнал или книгу так не почитаешь. Да и выбор тем у печатной прессы всегда был шире.

Выборы и киоски 

Соответственно, чем больше человек читает, получает аналитической информации, тем он лучше разбирается в той же политике. А значит, и на выборах он идёт и голосует так, как считает правильным. И странно, что многие руководители регионов об этом как-то забывают.

Многие жители столицы, к слову, очень часто ставят под сомнение результаты голосований во время выборов в Госдуму в 2011 и 2016 годах, а также президентских выборов в 2012 году. Мол, не может быть такого, что партия власти и В. Путин имеют такую большую поддержку в России. И более того, они уверены, что такие результаты обеспечены исключительно массовыми вбросами бюллетеней да «каруселями».

Что же, попробуем переубедить их сквозь всё ту же призму обеспеченности населения киосками прессы. Для этого соотнесём результаты последних выборов в Госдуму РФ с вышеупомянутым исследованием, которое провело Минкомсвязи России. В мониторинге есть интересный показатель, который называется «Коэффициент соответствия Постановлению №291», выражающий фактическое число ларьков с прессой по отношению к нормативам, установленным правительством РФ.

Так, например, в Самарской области за «Единую Россию» голосовало 50,74% населения, в Рязанской – 54,57%, Брянской – 63,91%, Липецкой – 56,11%, Кемеровской – 77,33%, Тюменской – 58,35%. Среди этих областей самый маленький коэффициент соответствия у Брянской области – 0,96, до «единицы» им не хватает всего 8 киосков. А самый большой коэффициент у Липецкой – 1,55. В Кемеровской же области, где партия власти набрала весомые 77,33% голосов, этот показатель равняется 1,42. То есть в этих регионах точек по продаже прессы даже больше, чем указано в нормативах.

Рассмотрим и обратный пример. Наименьшую поддержку «Единая Россия» получила в Москве – 37,76%, Кировской области – 37,96%, Костромской – 36,56%, Оренбургской – 40,85%, Курганской – 41,51%, Ивановской – 42,38% и в Ханты-Мансийском автономном округе – 47,61%. Как оказывается, число ларьков в этих регионах не соответствует нормативам, согласно Постановлению №291. Так, коэффициент в Курганской области равен 0,42 (не хватает 86 киосков), в Кировской – 0,56 (нужен ещё 91 киоск), а в Москве – 0,77. Причём в столице дела обстоят хуже, чем во всех остальных регионах, – здесь недостаёт 392 ларьков с прессой.

Довольно интересно сравнить результаты голосований в столице и в соседней Московской области. По сути, это буквально один регион – москвичи ездят на дачи в область, а «замкадье» ежедневно следует в Златоглавую на работу. Но в области за ту же «Единую Россию» проголосовали уже не 37,76, а 45,99% населения, и коэффициент соответствия нормативам по ларькам в Подмосковье составляет 1,41. Более того, в столице была зафиксирована одна из самых низких явок в стране – всего 35,2%. Так что если единоросс Сергей Собянин заинтересован в том, чтобы москвичи отдавали голоса за его однопартийцев, то нужно не зажимать уличную торговлю прессой, снося всё подчистую и устанавливая неадекватную арендную плату, а наоборот, идти на какие-то компромиссы с распространителями периодической печати.

Краткое резюме 

Конечно, прямой взаимосвязи между количеством киосков с газетами и отданными голосами нет. Но всё же доступность информации, разных мнений и, в конце концов, прессы, в которой освещается политика, оказывает немалое влияние как на явку избирателей, так и на их окончательный выбор. А то приходишь на избирательный участок, видишь кучу незнакомых тебе имён в бюллетенях и даже не знаешь, стоит ли вообще в следующий раз идти на выборы. Ведь даже неоткуда узнать о каких-то подвигах и свершениях кандидатов на пост в Госдуме. И какой смысл избирателю играть в лотерею?

Не стоит также забывать, что роль печатного слова в условиях, когда против России настроено полмира и против нас ведётся информационная война, высока и будет только расти. Причём эту битву за умы можно проиграть не из-за какой-то невероятной силы и изворотливости противника, а просто из-за недальновидности властей, которые в погоне за прибылью в лучшем случае просто игнорируют проблему нехватки киосков с прессой, а в худшем – сами эти точки продажи ликвидируют.

Сергей ГРИНЕВ

Источник: Аргументы недели

Похожие материалы: Кто уничтожает печатную прессу?