Многие жители столицы, к слову, очень часто ставят под сомнение результаты голосований во время выборов в Госдуму в 2011 и 2016 годах, а также президентских выборов в 2012 году. Мол, не может быть такого, что партия власти и В. Путин имеют такую большую поддержку в России. И более того, они уверены, что такие результаты обеспечены исключительно массовыми вбросами бюллетеней да «каруселями».
Что же, попробуем переубедить их сквозь всё ту же призму обеспеченности населения киосками прессы. Для этого соотнесём результаты последних выборов в Госдуму РФ с вышеупомянутым исследованием, которое провело Минкомсвязи России. В мониторинге есть интересный показатель, который называется «Коэффициент соответствия Постановлению №291», выражающий фактическое число ларьков с прессой по отношению к нормативам, установленным правительством РФ.
Так, например, в Самарской области за «Единую Россию» голосовало 50,74% населения, в Рязанской – 54,57%, Брянской – 63,91%, Липецкой – 56,11%, Кемеровской – 77,33%, Тюменской – 58,35%. Среди этих областей самый маленький коэффициент соответствия у Брянской области – 0,96, до «единицы» им не хватает всего 8 киосков. А самый большой коэффициент у Липецкой – 1,55. В Кемеровской же области, где партия власти набрала весомые 77,33% голосов, этот показатель равняется 1,42. То есть в этих регионах точек по продаже прессы даже больше, чем указано в нормативах.
Рассмотрим и обратный пример. Наименьшую поддержку «Единая Россия» получила в Москве – 37,76%, Кировской области – 37,96%, Костромской – 36,56%, Оренбургской – 40,85%, Курганской – 41,51%, Ивановской – 42,38% и в Ханты-Мансийском автономном округе – 47,61%. Как оказывается, число ларьков в этих регионах не соответствует нормативам, согласно Постановлению №291. Так, коэффициент в Курганской области равен 0,42 (не хватает 86 киосков), в Кировской – 0,56 (нужен ещё 91 киоск), а в Москве – 0,77. Причём в столице дела обстоят хуже, чем во всех остальных регионах, – здесь недостаёт 392 ларьков с прессой.
Довольно интересно сравнить результаты голосований в столице и в соседней Московской области. По сути, это буквально один регион – москвичи ездят на дачи в область, а «замкадье» ежедневно следует в Златоглавую на работу. Но в области за ту же «Единую Россию» проголосовали уже не 37,76, а 45,99% населения, и коэффициент соответствия нормативам по ларькам в Подмосковье составляет 1,41. Более того, в столице была зафиксирована одна из самых низких явок в стране – всего 35,2%. Так что если единоросс Сергей Собянин заинтересован в том, чтобы москвичи отдавали голоса за его однопартийцев, то нужно не зажимать уличную торговлю прессой, снося всё подчистую и устанавливая неадекватную арендную плату, а наоборот, идти на какие-то компромиссы с распространителями периодической печати.
Краткое резюме
Конечно, прямой взаимосвязи между количеством киосков с газетами и отданными голосами нет. Но всё же доступность информации, разных мнений и, в конце концов, прессы, в которой освещается политика, оказывает немалое влияние как на явку избирателей, так и на их окончательный выбор. А то приходишь на избирательный участок, видишь кучу незнакомых тебе имён в бюллетенях и даже не знаешь, стоит ли вообще в следующий раз идти на выборы. Ведь даже неоткуда узнать о каких-то подвигах и свершениях кандидатов на пост в Госдуме. И какой смысл избирателю играть в лотерею?
Не стоит также забывать, что роль печатного слова в условиях, когда против России настроено полмира и против нас ведётся информационная война, высока и будет только расти. Причём эту битву за умы можно проиграть не из-за какой-то невероятной силы и изворотливости противника, а просто из-за недальновидности властей, которые в погоне за прибылью в лучшем случае просто игнорируют проблему нехватки киосков с прессой, а в худшем – сами эти точки продажи ликвидируют.
Сергей ГРИНЕВ
В полной версии данная статья опубликована в газете "Аргументы недели" №3 (545) от 26.01.2017