«Московский метрополитен» завысил суммы обеспечения заявок для участия в аукционах на право торговли в киосках, расположенных в подуличных переходах станций метро, — сообщило на прошлой неделе ИА ТАСС со ссылкой на Федеральную антимонопольную службу. Согласно заявлению ФАС, это привело к нарушению закона «О защите конкуренции».
Начав реконструкцию подземного пространства Москвы, ГУП «Московский метрополитен» прекратил действие всех ранее заключенных договоров с предпринимателями, занятыми в сфере торговли. Руководство метро объясняло свое решение тем, что 90% торговых мест в переходах и тоннелях сдавалось в субаренду по ценам, многократно превышающим городские тарифы. Теперь, после окончания реконструкции, торговые площади, расположенные на территории подземки, вновь выставляются на открытые аукционы, проводимые в электронной форме. Всего на аукцион заявлено два лота комплексной специализации, торги по которым должны состояться 15 февраля с.г.
Лот №1 включает в себя 127 объектов, размещенных на 17 станциях метрополитена:
•Площадь 696,38 кв.м.
•Начальная цена 5 942 585 руб.
•Размер задатка 71 311 020 руб.
Лот №2 — 74 объекта на 19 станциях метро:
•Площадь 858,28 кв.м.
•Начальная цена 6 468 581 руб.
•Размер задатка 77 622 972 руб.
Размер стоимости права торговли в киосках метро вызвал вопросы со стороны ФАС. 26 января с.г. агентство распространило сообщение, в котором уличило «Московский метрополитен» в завышении стоимости. «Установленные московским метрополитеном размеры задатков являются непреодолимым препятствием для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Такие действия ГУПа резко ограничивают круг лиц, имеющих возможность вести торговлю в переходах», — прокомментировал решение антимонопольного органа руководитель Московского УФАС России Армен Ханян.
Тогда же было объявлено о том, что ФАС выдала метрополитену предписание о прекращении нарушения и внесении изменений в документацию о торгах. Однако аукционы не отменены, и заявки на них по-прежнему принимаются.
По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), следующие за уже объявленными аукционы Московский метрополитен планирует провести в марте-апреле с.г., и разыгрываться на них будут исключительно места под торговлю прессой. По предварительным данным планируется, что на аукцион будут выставлены 38 объектов специализации «печать», распределенные по нескольким небольшим лотам. Однако перспективы данных торгов весьма туманны.
Во-первых, дело в том, что еще в 2016 г. Московский метрополитен провел аукцион на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в НТО «Печать», однако не обеспечил работу самих торговых точек. Тогда на торги выставлялось 20 объектов, за которые победитель аукциона — компания «АМО-Пресс» — заплатила цену, превысившую стартовую в 3,5 раза. (арендная плата за лот таким образом составляет 2,6 млн руб. в месяц). Однако до сих пор начать работу у лидера аукционной гонки не получилось: метрополитен до сих пор не передал ему выигранные места.
Во-вторых, помимо собственно уже упомянутой «АМО-Пресс», лишь недавно вышедшей на рынок распространения прессы и пока не заслужившей должного доверия среди профессионального сообщества, принять участие в торгах метрополитена по таким ставкам вряд ли сможет кто-либо из уже работающих профессиональных операторов. Причина банальна: пресса — товар низкорентабельный, и «отбить» заплаченные за торговые места огромные для издательского рынка деньги в ближайшей перспективе не получится (если, конечно, не рассматривать вариант финансирования из других бизнес-источников, каковой возможности львиная доля участников рынка распространения лишена).
В целом все последние годы ситуация с продажами прессы в метро Москвы выглядит неутешительно. Помимо того, что после глобальной зачистки и проведения новых аукционов газетные киоски так и не установлены, с февраля 2016 г. на территории «подземки» демонтированы и все автоматы с печатной продукцией. Более того, с июня 2016 г. прекратило существование предприятие «Метропресс», 60% акций которого принадлежало метрополитену. Таким образом распространение прессы на «подземной» территории Москвы уже год остается в замороженном состоянии.
***
Прокомментировать ситуацию с организацией продаж печатной продукции на территории Московского метрополитена PlanetaSMI.RU попросила бывшего члена совета директоров компании «Метропресс», а ныне — заместителя руководителя рабочей группы АРПП по московскому рынку прессы Алексея Федотова.
— Алексей, как вы оцениваете политику Московского метрополитена в части проведения аукционов на право торговли: не только касательно прессы, но и в целом? Насколько она адекватна сложившейся в малом бизнесе ситуации, и, соответственно, правомерны ли претензии ФАС?
— Политика Московского метрополитена в отношении мелкорозничной торговли в целом, и системы розничного распространения прессы в частности, ничем не отличается от городского курса по монополизации рынка частной собственности, взятого мэрией Москвы в 2010 году. Претензии ФАС к городскому унитарному предприятию абсолютно правомерны, но лишь отчасти. Отношение к прессе метрополитен продемонстрировал такое же, как к торговцам дешевого китайского ширпотреба и шаурмы. Ее социальная значимость не была учтена.
— Ситуацию по прессе в метро мы можем уже оценить — ведь первые торги, на которых победителем стала компания «АМО-Пресс», прошли. Итак: соответствуют ли рыночным реалиям в сегменте печатной прессы условиях этих аукционов?
— Давайте не будем забывать, что основным оператором на рынке распространения прессы на территории столичной «подземки» до событий середины 2016 года (со сносом всей мелкой розницы) было ООО «Агентство "Метропресс"», на 60% принадлежавшее Московскому метрополитену. Метрополитен всегда управлял как мелкорозничной торговлей, так и системой распространения прессы. По ситуации с аукционом могу сказать одно: те ставки, которые были предложены одним из операторов рынка, не являются реалистичными. Даже в годы роста нашего рынка прибыль не покрыла бы арендных ставок, предложенных «АМО-Пресс». Ассортимент реализуемой продукции на территории метро — только газеты и журналы, а это товар низкорентабельный. Конечно, по формальному принципу аукцион состоялся, цена заявлена и обеспечительный взнос поступил... А то, каким образом победитель аукциона будет исполнять свои обязательства нам остаётся лишь наблюдать...
— Москвичи уже долгое время не имеют доступа к газетам и журналам на территории метро. Как вы считаете: почему не установлены киоски по уже разыгранным лотам? В чем «затык»?
— По моему мнению задержки с установками упираются в желание города монополизировать весь рынок мелкорозничной торговли. Ничего нового на уже имеющихся станциях метро построить нельзя, и расположить как-то по новому тоже. Коммерческие объекты торговли на территории метрополитена стали появляться с 1992 года, и все, что можно было установить, давно установлено, а коммерческий эффект известен. Никакой новизны в устанавливаемых объектах тоже нет. Конечно, пока павильоны и киоски (фактически модульные конструкции) новые, они смотрятся привлекательно. Но уже установленные объекты прочей торговли (например, у метро «Шоссе Энтузиастов», размещенные здесь больше года назад), свою привлекательность теряют. Тем более, стеклопакеты не имеют защиты от боя — это обычные стёкла... При террористической атаке или пожаре такие стёкла будут травмировать пассажиров.
— А чем помешали автоматы с прессой? Понятно, что их продажи были не велики, но как говорится, и на безрыбье рак — рыба...
— На мой взгляд автоматы по продаже прессы остались в 90-х годах ХХ века. Автоматы были установлены в метро в середине 2000-х годов, это был исключительно маркетинговый проект. Издатели оплачивали присутствие в сети, а на конструкциях автоматов были установлены рекламные сити-форматы. После повышения арендной платы Метрополитеном и запрете рекламы, этот вид бизнеса стал нерентабельным, а договоры были расторгнуты по формально безупречной причине — задолженность по оплате аренды.
— Если условия предстоящих в марте-апреле 2017 г. аукционов по прессе не будут смягчены, каков может быть их результат для издательского рынка Москвы? Не получится ли так, что все точки в метро перейдут одному оператору, и здесь возникнет монополист, способный диктовать издателям свои условия?
— По формальным признакам нет причин для смягчения условий аукциона городом, так как есть спрос на торговые объекты. Залоги оплачиваются, первоначальные ставки взлетают до небес, и смягчение выглядело бы нецелесообразным. Если бы выигранные объекты были уже установлены и работали, оптимизм у выигравших их операторов, несомненно, был бы иным. А риски наравне с авантюристами, участвующими в аукционах по спекулятивным ценам, несут на себе и издатели, что, естественно, увеличит их убытки.
***
Ничего странного в том, что поведение Московского метрополитена вызывает возмущение у операторов рынка и ФАС, нет. Странно то, что на ситуацию абсолютно не пытаются повлиять ответственные за деятельность метрополитена структуры Правительства Москвы — Департамент транспорта и Департамент по конкурентной политике. Именно последний и призван контролировать и определять условия проведения аукционов любой из структур на территории Москвы. Позиция указанных двух департаментов вызывает больше вопросов, чем факт организации метрополитеном аукциона, условия которого автоматически отсекают от участия бОльшую часть представителей малого и среднего бизнеса.
Александра Вознесенская
Источник: PlanetaSMI.RU