Редакции печатных СМИ Татарстана осваивают новые форматы

Сайты газет, журналов, информационные агентства, а вместе с ними и социальные сети становятся главным источником, откуда татарстанцы узнают новости. В борьбе за читателя редакции перестраивают работу под новые форматы и меняют упаковку контента.

Газета - элитный продукт

Сегодня в Татарстане зарегистрировано 630 изданий на русском, татарском, чувашском и удмуртском языках. Общий подписной тираж на полугодие 2017 года составил более 1 млн. 230 тыс. экз., что почти на 7 процентов ниже, чем годом ранее. При этом насыщенность периодики на 1 тысячу жителей республики составляет 314 экземпляров, в то время как по стране данный показатель - 129 экземпляров.

Динамика подписных тиражей по республиканским изданиям:

- еженедельное издание газеты «Ватаным Татарстан» показало небольшой рост печатного тиража на 2%, при этом снизилась аудитория ежедневного выпуска на 14%.

- у издания «Республика Татарстан» произошло снижение читательской аудитории «толстушки» на 3,5%, а ежедневного номера на 2,3%.

- спад печатного тиража наблюдается у «толстушки» «Казанских ведомостей» на 1,7% и наоборот рост тиража ежедневного выпуска на 8%.

- тираж толстушки газеты «Шахри Казан» вырос на 22%, и при этом потерял 14% читателей ежедневный вариант.

Наблюдается падение тиражей и у газет «Татарстан яшьлэре» на 19,7%, «Звезда Поволжья» на 3,8%. Газета «Вечерняя Казань» показала рост на 3%, газета «Акчарлак» - на 2%.

Снижение печатных тиражей ощутили детские и молодёжные издания: «Көмеш кыңгырау» - на 16,3%, «Ялкын» - на 15,6%, «Идел» - на 4,5%, «Салават купере» - на 1,5%. На этом фоне печатный тираж газеты «Сабантуй» показал рост на 8%.

- Каждый сидящий в этом зале наверняка помнит, как раньше с трепетом ждал и читал свежий номер периодики. Люди выписывали по нескольку изданий, которые перечитывались всеми членами семьи, соседями. Традицию поколений сменили информационные технологии. Тиражи многих легендарных республиканских изданий за последние 20 лет претерпели значительные изменения, - отметил в ходе заседания коллегии руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айрат Зарипов.

Так, в Европе эта цифра составила 21 процент, а в России - 27 процентов. Татарстан не стал исключением. По данным «Татарстан почтасы» подписка на центральную прессу в республике за последние пять лет снизилась на 35 процентов, на городские и районные издания - на 31 процент, на республиканские - на 22 процента.

- Подписные тиражи холдинга «Татмедиа» за пять лет сократились на 9 процентов. Это связано с повышением подписных цен, удорожанием бумаги. К примеру, подписные цены на городские и районные газеты холдинга «ТАТМЕДИА» на первое полугодие 2017 года выросли на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, на журналы - на 8%. Во втором полугодии удорожание подписной стоимости журналов в среднем составит 7%, районных газет - 8%, республиканских изданий - 13%. Причиной этому стало увеличение тарифов на услуги адресной доставки на 10% и уменьшение существующих льгот Минкомсвязи России. Льготные подписные тарифы не смогли преломить ситуацию, - добавил Айрат Зарипов. - Центральные издания концентрируются на альтернативной подписке и рознице, развивая онлайн-контент. На рынке наблюдается тенденция ухода читательской аудитории ежедневных изданий в сторону еженедельных выпусков. Это связанно с их аналитическим содержанием и нацеленности контента на семейное чтение.

Будущее за мультимедийностью

Общее число пользователей интернета в Татарстане составляет около 4 млн. человек, 70 процентов которых ежедневно заходят в сеть. При этом аудитория в сети перестала расти уже два года назад, резерв здесь составляют люди старше 45 лет. Но, впрочем, сами интернет-издания все больше двигаются в сторону молодого поколения, развивая свои проекты через социальные сети, мессенджеры и с помощью различных технологий.

Если говорить о рейтинге татарстанских изданий, то в третьем квартале 2016 года в первую пятёрку республиканских электронных СМИ вошли - «Бизнес Онлайн», «Татар-информ», «Казанферст», «ProKazan.ru» и «Реальное время».

Крупнейшим производителем новостной продукции в Татарстане является информационное агентство «Татар-информ», на сайте которого ежедневно публикуется более 250 новостей на русском и около 60 новостей на татарском языке, аналитические материалы. Посещаемость сайта выросла втрое - с 11 тысяч в апреле прошлого года до 33 тысяч уникальных посетителей в сутки в настоящее время. Это стало возможным в том числе и благодаря объединению информагентства с филиалом АО «ТАТМЕДИА» «Интертат.ру», в структуру которого входили две газеты - «События недели» и «Анта вакыйгалары», а также сайты этих изданий - «События» (sntat.ru) и «Интертат.ру». Теперь под брендом «Татар-информ» работают 6 СМИ: 2 информационных агентства, 2 онлайн и 2 печатные газеты.

- Мы производим все необходимые для СМИ республики жанровые информационные и аналитические продукты - ленту новостей, интервью, обзоры, рецензии, статьи, фото и видеорепортажи, инфографику, видео-интервью, онлайн-трансляции и пресс-конференции. Построена новая система работы в социальных сетях. В настоящее время в соцмедиа ежедневно размещается более 100 новостей, которые генерируют несколько тысяч входящего трафика в сутки, - рассказал генеральный директор ИА «Татар-информ» Шамиль Садыков.

В конце августа 2016 года запущен новый сайт агентства на татарском языке, первый сайт в домене .tatar - tatar-inform.tatar. До этого информагентство дублировало на странице материалы, переведённые с русского языка. Для запуска нового ресурса была создана самостоятельная редакция на татарском языке, набран штат опытных сотрудников. В результате появился эксклюзивный контент и посещаемость ресурса за короткий срок выросла в четыре раза.

Книги стали электронными

В прошлом году «Татарское книжное издательство» издало 226 наименований книг общим тиражом 496 тыс. экземпляров, в том числе 110 книг по плану социально-значимой литературы тиражом 237 тыс. Большая часть таких книг была направлена в библиотеки республики и в места компактного проживания татар.

- Немаловажным итогом года стало увеличение выручки от продаж, налоговых отчислений в бюджеты различных уровней. Темп роста выручки от продаж составил 22,5 процента, а по перечислению налогов 21 процент. Впервые в истории издательства были получены средства из федерального бюджета в размере 550 тыс. рублей на издание социально-значимой литературы по ФЦП «Культура России». Благодаря этому были изданы книги «Сказки народов Татарстана», «Татарский воин» и «Наследникам Джалиля», - сообщил директор ГУП «Татарское книжное издательство» Ильдар Сагдатшин.

Издательство занимается активным продвижением татарской литературы за пределы республики, выпускает печатные и электронные учебники, учебные пособия для школ и других образовательных организаций. Центральным событием прошлого года стало создание и запуск портала «Центр татарской литературы». На его платформе впервые появилась уникальная возможность продажи электронных книг, открыт доступ к бесплатной онлайн-библиотеке.

Информационный продукт нужно уметь «расшаривать» по соцсетям

В Татарстане и в Воронежской области региональные медиахолдинги работают наиболее эффективно, демонстрируя свою конкурентоспособность, умение профессионально и качественно развиваться. Изменение информационного ландшафта: сокращение тиражей печатных СМИ, уменьшение подписки, уход ряда изданий в бумажном виде, в том числе газет бесплатных объявлений - это серьёзный сигнал, чтобы задуматься.

- Необходимо проработать новые способы взаимодействия с аудиторией. Мы переходим практически во всех продуктах к мультимедийности. Это не только работа в социальных сетях, но и жанровое разнообразие. Мы не можем работать по старинке. Нам нужно по-другому упаковывать материал, не потеряв при этом свою аудиторию. Количество продуктов, которые мы будем производить, должно стать еще больше. Для каждой аудитории должна быть своя подача, - отметил болевые точки заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин.

Руководителям СМИ нужно думать о том, как упаковать медиапродукт таким образом, чтобы он был, компактным, мог быть раскиданным по социальным сетям и мессенджерам. Последний пункт сейчас становится одним из серьёзных способов распространения информации в условиях, когда сообщение начинает жить своей самостоятельной жизнью. При этом очень часто потребитель даже не видит, кто является его автором. И к этому нужно привыкать.

- Возникает необходимость нового рейтингования и новых измерений того, что происходит в интернете. Сегодняшние технологии позволяют понять не только, кто заходит на сайт, но и сколько времени он там проводит, какие манипуляции производит с экраном и курсором. Это нужно для того, чтобы выявить активную, реальную аудиторию и увидеть информационных лидеров, - добавил Алексей Волин.

Интересно, что по статистике 80 процентов трафика генерируется 20 процентами авторов материалов. Поэтому очень важно не потерять журналистов, которые являются «золотым фондом» в обеспечении притока аудитории. Алексей Волин также отметил, что все комментарии пользователей, появляющиеся под брендом издания, должны соответствовать критериями редакционной политики.

Асгат Сафаров: Ключевой показатель работы не количество, а качество

По мнению руководителя Аппарата президента Татарстана, председателя совета директоров АО «ТАТМЕДИА» Асгата Сафарова, желая привлечь к себе внимание некоторые журналисты выпячивают болезненные, скандальные и «жаренные» темы, провоцируя их обострение. При этом они забывают о социальной ответственности и своей обязанности доносить только объективную информацию.

Асгат Сафаров дал положительную оценку работе круглосуточного информационного телеканала «Татарстан-24», проект реализации которого был начат по инициативе генерального директора АО «ТАТМЕДИА» Андрея Кузьмина.

Новый канал был запущен на базе ТРК «Казань». Его создание позволило решить проблему наполнения телеэфира в городах и районах республики. Новостная ориентированность канала позволит оперативно доводить до населения информацию о важных и социально-значимых событиях. Также глава президентского аппарата отдельно похвалил работу ИА «Татар-информ», которое расширяет форматы подачи информации, осваивая новые платформы доведения контента до потребителя.

- Необходимо проводить такую же вдумчивую и взвешенную работу в отношении городских и районных изданий. Главный национальный канал «ТНВ» в связи с большим выбором телепрограмм сталкивается с серьёзными угрозами, от его специалистов требуется более яркая и насыщенная работа, - подчеркнул Асгат Сафаров, подводя итоги работы журналистов республики.

По его словам, руководство республики и впредь будет поддерживать национальную, социально-значимую прессу, которая является носителем традиций и культур народов Татарстана. Негативным примером работы в данном направлении служит закрывшаяся на днях радиостанция «Тартип ФМ». Сейчас прорабатываются разные варианты сохранения радиостанции для татароязычных слушателей.

Печатные СМИ должны учитывать современные тенденции. Ключевым показателем их работы является не количество печатной продукции и вышедших телепрограмм, а число людей, которые стали их читателями. Тоже самое можно сказать и в отношении интернет-изданий. Оперативность сегодня важна для информагентств, остальным же важно объяснить аудитории, почему произошло то или иное событие, и как оно повлияет на жизнь конкретного человека.

Более глобальной задачей всех игроков медиарынка по-прежнему является раскрытие позитивного образа республики для привлечения новых экономических партнёров и туристов.

Наталья Рыбакова, Рамиль Гали

Источник: Sntat.ru

Похожие материалы: В 2016 году в Татарстане были зарегистрированы 87 новых СМИ