Напомним, что онлайн-ритейлер Amazon заявил об открытии в 2017 году в США первого магазина безкассового обслуживания, который будет работать на специальной веб-технологии. Для того, чтобы попасть на территорию магазина, покупателям нужно будет загрузить приложение, затем при входе приложить телефон к турникету. За пополнением корзины будет следить система датчиков, а покупки будут оплачиваться с помощью банковской карты, привязанной к телефону.
По словам Егора Остапенко, директора департамента торговой недвижимости компании Praedium, если бета-тестирование проекта пройдет удачно, такая схема работы могла бы удачно функционировать в рамках крупных БЦ, где есть магазины, столовые и мини-маркеты. «Фактически можно было бы обеспечить сотрудников компаний-арендаторов магнитными мультикартами или специальным приложением для смартфона, которые можно было бы использовать для всех операций в рамках БЦ, и одновременно для доступа на этажи, - убеждён г-н Остапенко. - Но пока все упирается не только в стоимость технологии, но и в возможность кооперации различных структур в рамках одного объекта».
Если по итогам тестов технология покажет себя успешно, то первыми на вооружение ее возьмут магазины техники и электроники, а так же парфюмерии и косметики, считают собеседники CRERetail. Сложнее всего внедрение такой технологии будет происходить в fashion-ритейле, а также в сегменте FMCG: при покупке одежды по-прежнему большую роль играет работа консультантов, а в случае с FMCG достаточно проблематично для системы будет отслеживать товары, которые берут покупатели (особенно у нас, в России). Хотя возможный запуск проекта начнётся традиционно с Москвы, Петербурга и городов-миллионников, даже там ещё слишком высок процент клиентов, у которых вообще нет смартфонов, напоминает Анна Панюкова, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL. «В Москве же, на мой взгляд, самые передовые ТЦ захотят получить такого арендатора, - считает г-жа Панюкова. - Первый магазин, открывшийся в тестовом режиме недалеко от штаб-квартиры Amazon, имеет площадь чуть более 100 кв.м , поэтому это точно будет имиджевый арендатор - с ним арендодатель больше выиграет и ничем не рискует».
Кроме того, по словам Егора Остапенко, с безкассовыми концепциями можно делать ставку и на сети премиум-сегмента: они достаточно активно откликаются на новинки и готовы пробовать разные технологии на практике (к примеру, «Азбука вкуса» уже в 2016 году опробовала сразу несколько форматов работы своих магазинов). «Концепция очень интересна в порядке эксперимента, - соглашается Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП). – Однако, нельзя забывать о величине среднего чека: если стоимость покупки, условно составляет 300-400 рублей, то делать вложения в подобные технологии, разумеется, смешно. А если стоимость покупки будет порядка $30-40, то вполне оправдано вкладывать средства, инвестировать их в создание такой системы. Кроме того, всё определяется покупательским спросом, а в России пока идет падение покупательского спроса и надежд на то, что в ближайшие год, два, три покупательская способность в России сравняется с США — нереально». Помимо этого, пионерам ноу-хау нельзя забывать и о проблеме хищений, считает г-н Оськин. «По мере того, как растут наши технологии, включая совершенствование контроля, те, кто совершает хищения, тоже растут вместе с прогрессом, - продолжает эксперт. - И в данном случае все эти электронные системы достаточно легко обмануть путем соответствующих мер и программных «заточек» в девайсах воров – в итоге необходимо подготовить адекватную систему безопасности. Для России проблема безопасности остаётся одной из важнейших задач, соглашается Егор Остапенко. «Именно этим обусловлены большие, иногда и раздутые службы охраны, - напоминает г-н Остапенко. - Совсем отказаться от них у магазинов вряд ли получится, пока что это просто непредставимо: свободный доступ в торговый объект по коду или приложению - крайне маловероятный вариант; в стрит-ритейле – другое дело, обеспечить видеонаблюдением и физической охраной отдельный магазин вполне реально».
Практически все эксперты напомнили, что предшественники безкассового магазина – кассы самообслуживания – до сих пор не до конца прижились в России. «Хотя прошло уже более четырех лет, рядом с такими кассами по-прежнему вынуждены дежурить по 1-2 операциониста, а покупка алкоголя или сигарет возможна только у кассира (это приводит к большим очередям у терминалов), - делится Егор Остапенко. – Кроме того, учитывая особенности наших покупателей, кассиры вынуждены дополнительно контролировать покупку продуктов, которые необходимо взвешивать. Тяжело дается новая технология и пожилым людям. По всем этим причинам, о массовом развитии технологии говорить пока преждевременно, но как ноу-хау некоторых особенно продвинутых ритейлеров мы сможем увидеть ее в перспективе 3-5 лет».
В свою очередь, в компании City&Malls PFM напоминают, что в гипермаркете «Глобус» в Одинцовском районе Московской области уже запущена система самостоятельного сканирования товаров Scan&Go. Покупатель получает карту со штрих-кодом и сканирует ее на стойке выдачи переносных сканеров. Затем, передвигаясь по торговому залу со сканером, он совершает покупки, сканируя штрих-коды товаров. После этого остается оплатить товар в специальной зоне. Однако, учитывая, что пока даже в Москве не везде присутствует даже система бесконтактной оплаты paypass, а у покупателей сохраняется недоверие к он-лайн банковским операциям, проект вряд ли завоюет рынки в ближайшее время. Кроме того, вряд ли данная форма шопинга будет возможна при покупке товаров по индивидуальному заказу. В City&Malls PFM полагают, что не применима технология и для мебельных магазинов и концепций дизайна и интерьера: выбор обивочных тканей, фурнитуры, определение размеров кухонной мебели или смешивание красок для получения конкретного оттенка зачастую требует взаимодействия покупателя и консультанта / продавца, а также дополнительного времени на производство готового товара.
Более оптимистичны в компании VFCIS: успех Apple Pay показал, что смежные технологии «будут развиваться семимильными шагами», и клиенты с удовольствием «подсаживаются» на любые приложения для смартфонов – от поездок на аэроэкспрессе до покупки чашки кофе. Кроме того, в JLL уверены, что ноу-хау позволит существенно сократить затраты на персонал, а потребитель в таком формате, напротив, будет тратить больше: если верить статистике, охотнее всего покупатель расстается именно с безналичными средствами.
Иван Майоров
Источник: CRE RETAIL