- Каким был 2016 год для издательского рынка?
- 2016 год оказался для издательского рынка весьма непростым. Это повышение цен на бумагу; продолжающаяся реформа киосковой розницы в Москве, приведшая к резкому падению тиражей прессы в Москве, перекинувшаяся теперь и на регионы; рост почтовых подписных тарифов, систематические неплатежи большинства крупных распространителей прессы. И, конечно, сильная разобщенность рынка. Издатели воспринимают друг друга не как партнеры, а как конкуренты. Вследствие этого трудно говорить о какой-либо консолидации отрасли для отстаивания общих интересов издателей. Рынок печатных СМИ просел еще и от оттока денег рекламодателей, которые из-за ограничений на рекламу в печатных СМИ перенаправили свои рекламные бюджеты из печатных СМИ в интернет. Самое неприятное в ситуации на рынке, что покупатели на печатную продукцию есть, а вот купить ее становится сложнее. В регионах наблюдается не падение, а рост местной прессы. Издатели газет сейчас фактически выживают за счет регионов, где еще не везде уничтожили места продаж периодики.
Что касается законов, то необходимо заметить, что вступление в действие в феврале 2016 закона, ограничивающего долю иностранного участия в собственности российских медиа до 20%, как и ожидалось, особо не повлияло на текущую структуру рынка прессы. Принятие закона об увеличении объема рекламы в печатных СМИ до 45% вообще никак не отразилось на отрасли.
- Выделите основные события, которые произошли в жизни НАИ.
- Для нас 2016 год был знаменательным. В этом году мы возобновили свою деятельность как отраслевой организации.
- Что успела сделать НАИ для медиарынка? Какое из проведенных вами в 2016 году мероприятий вы считаете самым успешным?
- За 8 месяцев своего существования нам удалось наладить связи с такими влиятельными некоммерческими организациями, как АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли), Русбренд (Содружество производителей фирменных торговых марок), Союзом журналистов России, участвовали в совещаниях Минкомсвязи и Минпромторга, Национального координационного совета прессы, провели мероприятия с представителями Роспотребнадзора, ФАС. Кстати, мероприятия с участием ФАС пользовались невероятным успехом. Нами были написаны обращения в Государственную Думу, Администрацию президента, ФАС и другие органы власти по поводу усиления монополизма на рынке подписки и тарифов Почты России, повышения цен на бумагу.
- Возможно, были какие-то неприятные моменты в прошлом году…
- Наверное, самой неприятной неожиданностью для нас явилось откровенное отфутболивание чиновников. В качестве последнего примера можно привести письмо, написанное в Администрацию президента на имя Дворковича А.В. по поводу усиления монополизма Почты России, откуда оно было перенаправлено в «Роспечать». Но мы на этом не остановимся.
В 2016 году по отрасли прокатилась волна закрытия как известных издательских проектов, так и менее значимых издательств. В прошлом году «Московская правда» прекратила выпуск печатной версии, журналы Allure и Traveller издательского дома Conde Nast были закрыты.
- Чем для вас закончился прошлый и чем начинается этот год? Не могли бы вы поделиться планами НАИ на 2017 год?
- 2016 год был для нас стартом. В 2017 году мы планируем нарастить темп работы. Перед нами стоит много задач, касающихся защиты издательского сообщества. Мы планируем войти в состав экспертных советов по рекламе и недобросовестной конкуренции при ФАС России, активнее взаимодействовать с Русбрендом, отстаивая интересы издателей в отношении законодательства о рекламе. Будем тесно работать с АКОРТ, чтобы донести до сетевых ритейлеров, что работать с прессой можно и нужно.
- Какие у вас прогнозы для медиарынка на 2017 год?
- Как гласит пословица: «Если ничего не делать, то ничего и не будет». Если не произойдет консолидации отрасли для защиты своих интересов, то ситуация значительно ухудшится. От государства помощи ждать не стоит. Мало того, в нынешней ситуации в Думу могут быть внесены законопроекты, увеличивающие пул запрещенных к рекламе продуктов. Так как рынок СМИ довольно спокойно реагирует на все ограничения, то существует большая вероятность того, что эти законопроекты будут приняты в ближайшем будущем, что может повлечь за собой ухудшение и без того непростого финансового положения издательских домов.
Более того, не исключено, что ситуация с продажей прессы, особенно в регионах, только ухудшится, так как там активно перенимают опыт Москвы.
Да и в сегменте ритейла хорошего мало. Условия сотрудничества с сетями достаточно тяжелые, а издательско-распространительское сообщество лишь терпеливо безмолвствует. В таких условиях потери, которые понесет ритейл в связи с принятием изменений в законе «О торговле», будут компенсироваться за счет не отстаивающих свои интересы групп непродовольственных товаров, в том числе и прессы. Если издатели и распространители не объединят усилия по налаживанию системы реализации СМИ, то ситуация пойдет по негативному сценарию.
Источник: Новости СМИ №3, 2017