Волгоград — не место для киосков?

Волгоградские власти намерены снести большинство торговых киосков в областном центре. Реформу схемы размещения торговых точек объясняют подготовкой Волгограда к предстоящему в 2018 году чемпионату мира по футболу. В результате действий городских чиновников работу могут потерять тысячи продавцов, большинство из которых пожилые женщины.

Впервые о сносе торговых киосков в Волгограде заговорили еще в июне 2016 года. Тогда мэрия областного центра объявила о намерении разработать новую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на период 2017–2021 годов. С марта эта схема вступает в силу. Целесообразность переноса киосков (речь, в частности, идет о газетных, цветочных киосках и фастфудах) муниципальные чиновники объясняют требованиями проведения чемпионата по футболу в 2018 году: старые и выполненные в разном стиле торговые павильоны могут испортить праздничное настроение у организаторов мундиаля, футболистов и приезжих болельщиков.

Заплатить за выполнение этих требований Международной федерации футбола придется волгоградцам. И это не только предприниматели – владельцы киосков, которые понесут незапланированные и весьма солидные убытки в период экономического кризиса, но и прежде всего продавцы и члены их семей. «Большинство продавцов в тех же газетных киосках – это женщины, как правило, пенсионерки, – заметил в беседе с «НГ» политический эксперт Виталий Арьков. – Они имеют не слишком высокую пенсию и поэтому подрабатывают в киосках. Как правило, эти женщины вынуждены помогать своим детям и внукам, так как в кризис молодым людям стало трудно найти работу».

Как сообщают местные информагентства, затеянная «в целях упорядочивания размещения нестационарных объектов» городскими властями реформа предполагает снос более 3 тыс. киосков. По предварительной информации, из 4 тыс. действующих сегодня киосков в областном центре останется лишь 894. Например, в Центральном районе Волгограда планируется оставить всего 28 торговых павильонов. «Это полный разгром», – комментируют ситуацию местные предприниматели.

Несколько дней назад городские чиновники предложили предпринимателям самостоятельно, за свой счет демонтировать киоски, не дожидаясь принудительного сноса. «При этом в частных беседах было рекомендовано не поднимать шума, не обращаться в СМИ, суды и прокуратуру, чтобы потом не было хуже», – рассказывают знакомые с ситуацией источники «НГ».

Тем не менее шума избежать не удалось. После того как об угрозе уничтожения городской киосковой сети начали писать местные СМИ и пользователи соцсетей, муниципальные чиновники слегка поубавили пыл. На недавнем круглом столе с участием предпринимателей и представителей мэрии руководитель департамента экономического развития администрации Волгограда Евгений Усков уже говорил о готовности властей предоставить предпринимателям, работающим легально, компенсационные места. По словам Ускова, в мэрии даже утвержден перечень точек, которые собственники торговых киосков могут выбрать в качестве альтернативных, а кроме того, предприниматели могут сами предлагать новые места для переезда.

«Смена места для киоска означает потерю покупателя и прибыли, – комментирует ситуацию один из предпринимателей. – Многие киоски стоят на своих местах десятилетиями, к ним привыкли горожане. Вряд ли кто-то, не обнаружив утром «родного» киоска, пойдет искать его за сотни метров непонятно куда. Если под перенесенный киоск будет выделено место, в которое не пойдут покупатели, то его проще совсем закрыть».

Интересно, что после того как «ларечный скандал» попал в СМИ, местные чиновники в своей риторике неожиданно снизили количество существующих в Волгограде торговых павильонов: на недавнем круглом столе прозвучала цифра 1200 киосков, а не 4 тыс., ранее сообщали волгоградские информагентства. «Похоже, в мэрии не очень понимают, сколько на самом деле в городе существует киосков», – заметил один из предпринимателей.

По предварительным оценкам, в результате реформы торговой сети Волгограда работу могут потерять от 5 тыс. до 6 тыс. человек. Бюджет областного центра лишится ежегодных налоговых поступлений на сумму 150 млн руб.

«Если мы потеряем работу из-за чемпионата мира по футболу, то зачем нам тогда нужен этот чемпионат? – заметила в беседе с «НГ» одна из продавцов газетного киоска. – Мы уже готовы собирать подписи под обращением об отмене этого чемпионата в Волгограде».

Примечательно, что тревогу в связи с разгромом киосковой сети Волгограда сегодня бьют исключительно местные информресурсы и блогеры. Региональные отделения «Деловой России», «Опоры России» и другие объединения предпринимателей проблему предпочитают не замечать, очевидно, опасаясь поссориться с чиновниками.

Тем временем в областном центре поползли слухи о том, что разгром сети волгоградских киосков связан не только с ЧМ-2018, но и якобы с желанием одной из иногородних компаний зайти в местный торговый бизнес. Поскольку у местных владельцев сетей нет средств на приобретение павильонов в новом стиле, то логично, говорят чиновники, что этим займется внешний инвестор. Если это так, то новой компании могут перейти ранее «прикормленные» места в областном центре.

«Если эти слухи подтвердятся, то, значит, речь идет о банальном переделе сфер влияния в городской торговле, – сказал «НГ» политолог Андрей Миронов. – В таком случае уже будет задачей правоохранительных органов разбираться, почему рубашка иногороднего бизнеса стала ближе к телу волгоградского чиновника».

Волгоград
Андрей Серенко
Собственный корреспондент "НГ" в Волгоградской области и Калмыкии

Источник: Независимая газета

Оригинальный заголовок: Wi-Fi шагает по Москве

Похожие материалы: Волгоградские распространители прессы бьют тревогу