В московском метрополитене тенденция другая. Его не украсишь велосипедными дорожками, а людей не вытолкнешь на окраину. Но кое-что сделать удалось – удалось полностью изгнать из подземки газеты, журналы и книги и всю систему их распространения. Думаю, это сделано, чтобы уплотнить пассажиров в московском метро, а когда они набиты в поездах как сельди в бочке, для чтения книг или газет места не остается. Благодаря этому курсу на изгнание печатного слова из подземки возможностей уплотнить пассажиров метро стало больше. Слава богу, остается место для наушников, впрочем, и провода от них вместе с девайсами тоже занимают определенное место. Думаю, вскоре и их запретят.
Но не всем эта тенденция оказалась по нраву. В СМИ появилась критика в адрес руководства московского метрополитена. В бумажных и электронных изданиях (в газетах «Комсомольская правда», «Мир новостей», «Аргументы недели», в интернет-журнале PlanetaSMI.RU и др.) вышли публикации по данной проблеме, а в конце января даже вышло сообщение ТАСС.
А ведь еще несколько лет назад ситуация с продажами прессы в московском метро была совсем другая. В 2012 году здесь было 329 киосков, торговавших газетами, журналами и книгами и 225 газетных автоматов, в 2015-м – соответственно 165 и 175. В начале 2016 года году в подземке не осталось ни одного торгового объекта прессы, прекратило свое существование даже предприятие «Метропресс», 60% акций которого принадлежало самому метрополитену. То есть было сделано все, чтобы ни одна бумажная мышь не могла проскользнуть в подземку.
Под давлением общественности руководство ГУП «Московский метрополитен» решило вернуть продажи прессы в метро через аукционы. В первом из них, весной 2016 года, на торги было выставлено 20 объектов, за которые победитель аукциона — ранее не известная на рынке распространения прессы компания «АМО-Пресс» — заплатила цену, превысившую стартовую в 3,5 раза. (арендная плата за лот таким образом составляет почти 2,7 млн. руб. в месяц). Однако до сих пор начать работу в полном объеме у этой компании не получилось: метрополитен передал ей пока только 10 из 20 выигранных мест.
По данным экспертов рынка, следующие аукционы, на которых будут разыгрываться места исключительно под торговлю прессой, Московский метрополитен планирует провести в марте-апреле с.г. Однако перспективы данных торгов весьма туманны. Во-первых, имеется негативный опыт уже упомянутой «АМО-Пресс». Во-вторых, принять участие в торгах метрополитена по таким заоблачным ставкам вряд ли сможет кто-либо из уже работающих профессиональных операторов. Причина банальна: пресса — товар низкорентабельный, и, учитывая, что в метро в киосках прессы не допускается торговля сопутствующими товарами, «отбить» заплаченные за торговые места деньги в ближайшей перспективе не получится.
Между тем, претензии к ГУП «Московский метрополитен» появились у Федеральной антимонопольной службы. В конце января ТАСС со ссылкой на ФАС сообщил: «Московский метрополитен завысил суммы обеспечения заявок для участия в аукционах на право торговли в киосках, расположенных в подуличных переходах станций метро». Так, по одному из аукционов задаток должен был составить 71,3 млн. рублей, по второму - 77,6 млн. рублей. При этом суммы ежемесячной платы за торговлю в переходе составляли 5,942 млн. рублей и 6,468 млн. рублей соответственно. В этом же сообщении ТАСС процитировал руководителя Московского УФАС России Армена Ханяна: «Установленные московским метрополитеном размеры задатков являются непреодолимым препятствием для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Такие действия ГУПа резко ограничивают круг лиц, имеющих возможность вести торговлю в переходах».
ФАС выдала метрополитену предписание о прекращении нарушения и внесении изменений в документацию о торгах. Однако аукционы не отменены, и заявки на них по-прежнему принимаются.
Контрастом по сравнению с подземкой является ситуация на поверхности города. Надо отдать должное вице-мэру А. Н. Горбенко, которому удалось отстоять наличие 2 тысяч киосков прессы в Москве. Это на фоне уничтоженных сотен киосков с цветами, мороженым, хлебом и др. Департамент СМИ Москвы проводит не аукционы, а конкурсы на право торговли прессой. Здесь тоже есть свои проблемы, издатели и распространители говорят об этом вслух. (Я вообще считаю, что эксперимент с деприватизацией мелкой розницы в городе кончится провалом, но это, как говорится, совсем другая история). Но на фоне проблем с печатной продукцией в метро Департамент СМИ вместе со своим шефом выглядит радикально лучше. Жаль, что информационные власти Москвы не имеют никакого влияния на ситуацию в подземке, да и в ассортиментной политике объектов прессы первую скрипку, причем деструктивную, играют торговые власти города.
Не знаю, насколько способно руководство метрополитена вместе с департаментами транспорта и конкурентной политики прислушаться к мнению ФАС и мнению медиаотрасли, но остается надеяться, что они хотя бы обратят внимание на опыт питерского метро или минской подземки и смогут изменить свою политику по отношению к печатному слову. В противном случае у граждан останутся только непечатные выражения.