На рынке подписки – кризис? Или есть надежда на успех?

Мнение руководителей трех крупных медиаорганизаций, занимающихся проблемами печатных СМИ, - об итогах подписки на первое полугодие 2017 года.

 Специально для АРС-ПРЕСС.


А.Н. Петренко, генеральный директор Межрегионального агентства подписки (МАП)

Итоги подписки неоднозначные. Есть общая статистика, которая свидетельствует об ухудшении ситуации с изданиями, работающими в рамках одного региона. Сокращение тиражей составляет, по некоторым тематическим нишам, до 30-40%. На этом фоне заметно выделяются «межрегиональные издания». То есть – газеты и журналы, распространяемые в двух и более регионах. У таких изданий наблюдается заметный тиражный рост – до 25-30%.

Существует также зависимость популярности изданий у подписчиков от их тематики. Наибольшая тиражная стабильность наблюдается у изданий кулинарной тематики, «женских» и «мужских» газет журналов, а также изданий, посвященных семье, ведению домашнего хозяйства, быту и досугу.

Печальной тенденцией последних лет стало изменение соотношения тиражей в пользу изданий с наименьшей периодичностью выхода. В худшем положении оказались ежедневные и еженедельные издания. В лучшем – издания с периодичностью выхода раз в год и раз в три месяца.

На этом фоне динамика падения тиражей региональной прессы ниже, чем динамика падения тиражей прессы федеральной. Есть положительные примеры роста тиражей. Причем не «административного», а честного роста, связанного с ежедневной работой издателей со своей аудиторией. Хороший пример такого рода – северодвинский издательский дом «Северная неделя», чьи издательские проекты, стартовав с регионального уровня, успешно достигли федерального масштаба.

Издательский бизнес уже давно не является «чистым творчеством». Как минимум, с XIX века, когда издатели начали использовать формулу «продолжение следует…», спровоцировав тем самым рост количества подписчиков.

Успешность любого издания состоит из суммы качественного контента и эффективной системы распространения. Планируя выпуск новой газеты или журнала, издатель сразу же определяет каналы, по которым он будет их распространять. Но участие в подписных кампаниях, как правило, - универсальный канал распространения для всех изданий: от общественно-политических газет до глянцевых журналов. В подписке издателю важно выбрать надежного партнера для своего бизнеса. Чтобы менеджеры были вежливы и пунктуальны. Чтобы платежи приходили вовремя. Чтобы каталог был удобен для поиска изданий. Чтобы была его электронная версия, размещенная на сайте. Очень важна и служба рассмотрения претензий. Для регионального издателя, у которого нет возможности содержать большую службу распространения, выбор надежного партнера для участия в подписной кампании важен вдвойне.

На рынке подписки сегодня кризис, постоянно растет стоимость доставки, тиражи сокращаются. В этих условиях важно не поддаваться заманчивым предложениям сделать все «очень дешево» или «почти бесплатно». Но возьмите любой успешный издательский дом в Европе или в США. История его успеха это всегда история долгих взаимоотношений с надежными партнерами. Хочется посоветовать каждому региональному издателю выбрать себе партнеров, на деле доказавших свою надежность и лояльность.

 А.В. Оськин, Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП)

Я бы сказал, что итоги подписки разнонаправленные. По той информации, которой мы располагаем, есть хорошие результаты и даже очень хорошие. А есть и удручающие, ставящие региональные СМИ на грань банкротства.

В частности, у тех издателей, которые опирались на два необходимых условия – внешняя поддержка и спрос у читателей. Внешняя поддержка может быть обеспечена федеральными и региональными властями, спонсорами и т.п. А спрос у читателя определяется востребованным контентом. Если издание идёт вслед за своим подписчиком, его интересами, правильно их понимает и отражает на своих страницах – тиражи будут расти.

Городские и районные газеты имеют будущее в том случае, если способны меняться адекватно времени и спросу. А те, что не способны меняться, с рынка будут вынуждены уйти. Но одно совершенно очевидно: без господдержки прессе не обойтись…

В идеале в отношении СМИ должен быть реализован принцип трёх нулей:

·         нулевая ставка НДС;

·         нулевые тарифы по доставке подписных изданий;

·         нулевые арендные платы для издательств.

Но это в идеале. В настоящее время нужна помощь государства на федеральном и региональном уровне в форме субсидий и льгот. Нужно сдерживать рост почтовых тарифов на подписку. При этом, я убеждён, что льготами должны пользоваться все без исключения печатные СМИ, зарегистрированные в РФ, как важный элемент культурного достояния общества.

Е.М. Шитикова, исполнительный директор Союза издателей периодической печати (ГИПП)

К сожалению, подписной тираж через «Почту России» в федеральных и крупных региональных изданиях продолжает снижаться - в этом полугодии по отношению к предыдущему на 5-7 процентов.

Но это не значит, что сегодня снижается общий тираж. Издания находят путь к читателю различными способами распространения – от банального «условно бесплатного», когда вы получаете газету или журнал в пакете с какой-то услугой (например, с завтраком в кафе), до современного - мобильного.

Технологическая волна вносит огромные изменения, и сегодня, увы, нужно просто уметь в нее встроиться.

Источник: АРС-ПРЕСС