Как развиваются СМИ Татарстана?

"Совокупное количество подписчиков в группах изданий, входящих в татарстанский холдинг "Татмедиа", в соцсетях составляет порядка 600 тысяч человек. Это в два раза больше по сравнению с 2015 годом", —​ сообщил 1 февраля руководитель агентства по печати и массовым коммуникациям Айрат Зарипов.
Тем временем общий подписной тираж изданий АО "Татмедиа" на первое полугодие 2017 года составил чуть более 296 тысяч экземпляров. Т.е. подписчиков в соцсетях теперь больше подписчиков на бумажные носители новостей более чем в 2 раза. Несмотря на это госСМИ Татарстана по-прежнему сильно проигрывают: теперь не только частным изданиям, но и пабликам в тех же соцсетях. Кроме того, регион занял третье место в федерации по степени давления на интернет.

Еще в сентябре прошлого года Рустам Минниханов призвал "Татмедиа" увеличить присутствие в соцсетях. Сказано —​ сделано. Президент Татарстана и сам является активным пользователем социальных медиа: в Instagram у него 201 000 подписчиков, в Twitter —​ 115 000, а значит, подведомственное республике "Татмедиа" просто обязано идти в одном темпе с политическим лидером региона.

"Idel.Реалии" не поленились и, что называется, вручную посчитали подписчиков СМИ, входящих в "Татмедиа" —​ речь, конечно, идет о подписчиках в соцсетях. Цифру в 600 тысяч фолловеров, озвученную Айратом Зариповым, мы не насчитали. В общей сложности у нас получилось чуть меньше 528 тысяч подписчиков. Эта цифра почти идентична указанной на сайте самого "Татмедиа": там написано, что "общее количество подписчиков на официальных страницах филиалов АО "Татмедиа" в социальных сетях" в 2016 году составило 538 953.

УШЛИ В СЕТЬ

Арифметика социальных сетей вызывает интерес и с качественной точки зрения. Например, помимо традиционных "ВКонтакте", "Одноклассники", "Facebook" и "Twitter" некоторые государственные СМИ Татарстана даже имеют аккаунты в "LiveJournal" (например, газеты "Маяк" (Азнакаевский район), "Биектау хәбәрләре"(Высокогорский район), журнал "Чаян" и "Казанский медицинский журнал".

По степени охвата безусловное лидерство у самой популярной в России соцсети "ВКонтакте" —​ 369 тысяч пользователей. Причем, у всех СМИ, подведомственных республиканскому агентству, есть аккаунт в этой социальной сети. А вот на втором месте —​ "Instagram": 41 тысяча фолловеров. "Facebook" и "Одноклассники" разделили третье место: примерно по 27 тысяч подписчиков. "Twitter" оказался на четвертом месте: лишь около 12 тысяч пользователей этого сервиса читают твиты СМИ "Татмедиа" —​ половина из них подписана на аккаунт русской версии информационного агентства "Татар-информ".

Теперь рассмотрим лидеров в каждой соцсети отдельно (данные верны на 3 февраля 2017 года).

Количество подписчиков СМИ "Татмедиа" во "ВКонтакте"

Газета "Челнинские известия" (тираж - 9 740 экз.)

29 463

Телекомпания "НТР" (Нижнекамск)

20 507

"Intertat"

20 483

Газеты "Нократ" и "Вятка" (Мамадышский район) (тираж - 5 926 экз.)

15 950

Газета "Зеленодольская правда" (тираж - 9 280 экз.)

14 501

Газета "Хезмәт даны" (Кукморский район) (тираж - 7 999 экз.)

14 063

"Татар-информ" (русскоязычная версия)

13 537

Журнал "Чаян" (тираж - 4 067 экз.)

13 340

Газета "Минзәлә" (Мензелинский район) (тираж - 2 139 экз.)

13 141

Количество подписчиков СМИ "Татмедиа" в "Instagram"

"Intertat"

5 619

Газета "Саба таңнары" (Сабинский район) (тираж - 3 606 экз.)

5 464

Газета "Менделеевские новости" (тираж - 3 364 экз.)

4 475

Журнал "Гаилә һәм мәктәп" (тираж - 5 600 экз.)

3 706

Газета "Йолдыз" (Апастовский район) (тираж - 2 805 экз.)

2 295

Газета "Нижнекамская правда" (тираж - 3 573 экз.)

2 205

 

Количество подписчиков СМИ "Татмедиа" в "Facebook"

Газеты "Нократ" и "Вятка" (Мамадышский район) (тираж - 5 926 экз.)

4 787

Газета "Шәһри Чаллы" (Наб.Челны) (тираж - 1 727 экз.)

3 327

Журнал "Чаян" (тираж - 4 067 экз.)

1 983

Газета "Чистопольские известия (тираж - 3 940 экз.)

1 678

Телекомпания "НТР" (Нижнекамск)

1 532

"Казанский медицинский журнал" (тираж - 992 экз.)

1 495

Журнал "Казан утлары" (тираж - 4 004 экз.)

1 429

Журнал "Татарстан" (тираж - 4 110 экз.)

1 269

Количество подписчиков СМИ "Татмедиа" в "Одноклассники"

Газета "Наш Черемшан" (Черемшанский район) (тираж - 3 381 экз.)

3 892

Журнал "Казан утлары" (тираж - 4 004 экз.)

3 050

"Intertat"

2 394

Газета "Туганайлар" (тираж - 2 220 экз.)

2 351

"Бугульминская газета" (Бугульминский район) (тираж - 4 859 экз.)

1 574

Газета "Йолдыз" (Апастовский район) (тираж - 2 805 экз.)

1 404

Газета "Шәһри Казан" (тираж - 4 804 экз.)

1 085

 

Количество подписчиков СМИ "Татмедиа" в "Twitter"

ИА "Татар-информ" (русская версия)

5 676

Газета "Челнинские известия" (тираж - 9 740 экз.)

1 512

Газета "Шәһри Казан" (тираж - 4 804 экз.)

728

Журнал "Татарстан" (тираж - 4 110 экз.)

542

Газета "Казанские ведомости" (тираж - 24 000 экз.)

442

"Intertat"

342

Журнал "Сәхнә" (тираж - 1 805 экз.)

228

Как видим, общий тренд налицо: количество подписчиков во "ВКонтакте" уже превысило количество подписчиков на бумажный вариант изданий —​ в том числе, и в сельских районах. Зачастую количество интернет-"подписчиков" в два, а то и более раз выше подписчиков "реальных".

Среди аутсайдеров по количеству фолловеров во "ВКонтакте" оказались журнал "Казань" - 1248 подписчика, "ТеләчеИнформ" (Тюлячинский район) —​ 1729, газета "Якты юл" (Тукаевский район) - 1734, газета "Шәһри Чаллы" (Наб.Челны) - 1749, газета "Волжская новь" (Верхнеуслонский район) - 1930.

КОНКУРЕНЦИЮ С ЧАСТНЫМИ ИЗДАНИЯМИ "ТАТМЕДИА" ПРОИГРЫВАЕТ

600 тысяч подписчиков в соцсетях (по словам Айрата Зарипова) или 538 тысяч (по информации на сайте "Татмедиа") —​ неважно. Эти цифры не идут ни в какое сравнение с количеством подписчиков на различные паблики и группы.

Сравним лидера "Татмедиа" по числу фолловеров во "ВКонтакте" —​ газету "Челнинские известия" - и паблики Набережных Челнов в этой же соцсети: на самый популярный паблик Автограда подписано более 330 тысяч пользователей, в то время как в группе "Челнинских известий" не состоит и 30 тысяч. В Зеленодольске схожая картина: наиболее популярный паблик этого города насчитывает почти 50 тысяч фолловеров, тогда как официальное СМИ смогло набрать лишь 14,5 тысяч подписчиков.

В сельских районах однако ситуация отличается. Например, самый популярный паблик Мамадышского района насчитывает чуть более 20 тысяч подписчиков - против 16 тысяч фолловеров местного филиала "Татмедиа". Кукморский район: 20 тысяч в независимом паблике против 14 тысяч в группе филиала "Татмедиа". Мензелинский район: 22 тысячи в независимом пабликепротив 13 тысяч в группе филиала республиканского агентства. Как видим, разница не такая существенная как в крупных городах, но в лидерах —​ опять частные группы и паблики.

На этом фоне статистика посещаемости сайтов интернет-изданий делает картину еще более контрастной. По количеству уникальных посетителей, по данным системы LiveInternet, первую пятерку в Татарстане составляют: "Бизнес Online", "Татар-информ", Kazanfirst, ProKazan и "Реальное время". Из них только одно "Татар-информ" принадлежит "Татмедиа". ​

Так что желание республиканских властей привлечь как можно больше пользователей соцсетей к официозному контенту вполне понятно: власть должна доносить до аудитории свою позицию, а в условиях, когда соцсети создают всё более конкурирующую альтернативу традиционным СМИ, эта задача усложняется.

И всё же говорить о том, что сеть окончательно победила ТВ, пока рано. Согласно опросу ВЦИОМ, для 57% россиян в 2016 году основным источником информации был телевизор. Из всемирной паутины новости узнавали лишь 27% жителей страны. Но показателен тренд: годом ранее телевидению отдавало предпочтение 62% - спад на 5%, а интернету 22% - рост на 5%. А вот индекс доверия уже выше у сети, чем у ТВ: 35% против 28% (данные Deloitte). Кроме того, глава всероссийского центра изучения общественного мнения Константин Абрамов отмечает, что "уже сейчас среди 18-24-летних россиян доля тех, кто пользуется интернетом как главным источником новостей, составляет 62%. Тенденция однозначная - чем моложе россияне, чем более продвинутое поколение, тем больше они используют интернет в качестве источника новостной информации".

ТАТАРСТАН В "КРАСНОЙ ЗОНЕ" ИНТЕРНЕТА

Между тем, правозащитная группа "Агора" в своем докладе "Свобода интернета 2016: на военном положении", посвященном исследованию фактов ограничения свободы при получении и распространении информации в российском сегменте интернета, отнесла Татарстан к "красной зоне". Это означает, что в республике наблюдается "серьезное давление" на интернет. Эксперты группы насчитали в минувшем году в Татарстане 115 фактов воздействия на свободу интернета. Еще хуже ситуация с сетью обстоит лишь в Пермском крае и Москве.

Недавние события вокруг рощи возле стадиона "Казань Арена", когда защитников природы задержала полиция, и инцидент с видео выступления Рустама Минниханова в Госсовете Татарстана, в котором он обрушился с критикой в адрес федерального центра, —​ тому подтвержение. В первом случае о задержании активистов из татарстанских СМИ почти никто не сообщил, а во втором —​ видео с выступлением президента Татарстана было удалено с сайтов не только официальных средств массовой информации, но и ведущих частных медиа.

Лейсан Посткова

Источник: Радио Свобода

Оригинальный заголовок: В Татарстане произошла интернет-революция?

Похожие материалы: Редакции печатных СМИ Татарстана осваивают новые форматы