Это искусство вырывания из текста цитат для получения смысла противоположного первоначальному высказыванию. Например, критик пишет в театральной рецензии: «Несмотря на напор, энергию и спецэффекты, спектакль можно считать провальным». А театр в своей афише этот же спектакль подает так: «Напор, энергия, спецэффекты!» и при этом ссылается на популярное имя критика.
А вот близкий нам пример контекстом и с циферками. Много лет назад тогда главная газета области «Советское Зауралье» опубликовала целую страницу парадных заметок с общим заголовком «80-й город страны в 1980‑м году». Хорошо это помню, ибо я и есть автор тех заметок. Значит, тогда Курган находился на 80‑м месте в списке городов страны. А сегодня Интернет ставит Курган в этом же списке уже на 61‑е место. Вроде, рост? Но в 1980‑м году население Кургана составляло 375 тыс. человек, а сейчас только 325 тысяч. Куда подевались 50 тысяч курганцев, не все же вымерли? Ответ вы знаете — они уехали. Но это, я надеюсь, предмет для будущего разговора. Сегодня же, накануне дня рождения родной газеты, поговорим о медиатрендах.
Завоевание своего читателя, «освоение» своей аудитории — этот тренд для газет существовал всегда, он не изобретен в наше время. Просто у газет до конца XIX века на этом поле не было конкурентов. Потом появилось радио, в середине XX века — телевидение, а ныне весь мир опутан Интернетом. Речь элементарно идет о жестоком переделе информационного пространства, а значит и рекламного рынка. В этой ситуации, как мне кажется, тысячи медиаэкспертов, этакие медиатрендисты, трендят и трендят, предрекая печатным СМИ скорую смерть. С нами, с газетами, хотят сделать операцию контекстомии (чуть не сказал — лоботомии), выдернув из контекста общего информационного пространства. Но ведь в газетах тоже не лаптем щи хлебают. Печатные СМИ активно осваивают новые технологии, обзаводятся сайтами, новостными порталами, онлайн-ТВ. Востребованность печатных СМИ остается высокой: по данным (2016 год) Международной ассоциации издательских и медиа-технологий IFRA более половины взрослого населения России читает печатную прессу, превышая совокупную аудиторию Интернета.
Конечно, если над Курганом зависнет НЛО, первым об этом сообщит Интернет, а в социальных сетях можно будет поминутно следить за маршрутом космического гостя и обсуждать это. Но жаловаться на протекающую крышу или обман чиновника человек идет не в социальные сети, а в редакцию газеты. Надо бы в суд (мы же цивилизованная страна), но человек обращается к нам.
Газета — гениальное изобретение человечества — превратилась в социальное явление, даже социальный институт. Для меня одно появление в редакции человека со своей «писулькой» на мятом тетрадном листочке говорит о востребованности газеты гораздо больше, чем тысячи кликов и лайков в виртуальном пространстве.
Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях писала, что однажды на её жалобы о жизни муж сказал ей: «А почему ты решила что жизнь должна быть счастливой?». Вот примерно так и мы реагируем на прогнозы некоторых трендистов. Да, жить трудно, давление экономического кризиса бывает непереносимым, иногда досаждает скрытая цензура, но газеты развиваются, в том числе и «КиК». Никогда с наших страниц не исчезнут человеческие истории, газета всё глубже трансформируется в сторону публицистики и аналитики. Интернет-издания никогда не заменят бумажные газеты — хотя бы потому, что ими нельзя прихлопнуть муху. Не надо трендеть.
Валерий Портнягин, Заместитель редактора городской газеты «Курган и курганцы»
Источник: Курган и курганцы
Оригинальный заголовок: Не надо трендеть
Похожие материалы: Год журналистского образования в России объявили в МГУ