"Аргументы недели": Киоски в подземелье

Торговые киоски, которыми некогда пестрели вестибюли и переходы Московского метрополитена, в скором времени должны вернуться обратно. Руководство подземки 13 марта разыграет аукционы на торговые площади общим размером 1554 кв. метра. Впрочем, есть подозрения, что малому бизнесу здесь опять не место. 

Помимо торгов, которые пройдут весной, метрополитен планирует провести ещё несколько конкурсов позднее (документации по ним пока нет), где будут разыграны 130 торговых точек с размерами по 3–15 кв. м за киоск. Вдобавок будут сформированы ещё пять специализированных лотов – три из них под ларьки с прессой, один – под театральные билеты и ещё один – под продовольственные товары.

Напомним, что киоски в подземке собираются вернуть в быт москвичей спустя год после их отсутствия. Ранее руководство метрополитена решило навести порядок в этой сфере весьма радикальным способом – прекратило договоры с арендодателями и начало всё сносить подчистую. Во-первых, для того чтобы привести все киоски к единому стандарту. Во-вторых, чтобы победить многолетнюю проблему подземного бизнеса – субаренду. Раньше получалось как – крупные бизнесмены скупали все свободные площади на аукционах, а затем просто сдавали киоски малому бизнесу. При этом конечная стоимость аренды для предпринимателей вырастала вдвое, например, со 150–200 до 400 тыс. рублей. Что в итоге зачастую приводило к нерентабельности точек. Метрополитен решил, что хватит, и стал зачищать торговлю, дабы начать всё с чистого листа. 

Субаренда-2?  

Но так ли это на самом деле? Усомниться в этом помогают два уже объявленных «суперлота» на торговые площади. Один из них включает 127 объектов с площадями по 3,3–10 кв. м и начальной стоимостью аренды 8,5 тыс. руб. за метр, а второй – 74 объекта с платой по 7,5 тыс. за метр. Нюанс в том, что эти лоты продаются только такими вот большими пакетами, у каждого из киосков, естественно, разное назначение, которое, правда, можно поменять, если согласовать с подземкой. Но интересно то, что изначально, для того чтобы участвовать в торгах, нужно было внести задаток по одному аукциону – 71,3 млн руб., а по второму – 77,6 млн рублей. 

Начинают терзать смутные сомнения, а с какой целью были составлены эти два конкурса? Малому бизнесу не нужно разом 127 палаток, сил не хватит. Если хотели привлечь крупных игроков, то вряд ли найдётся компания, которая и кофе продаёт, и колготки, и какие-нибудь услуги вроде маникюра оказывает. Ещё один момент – это размер задатка, от которого дыбом встают волосы у малого и среднего предпринимательства. По поводу этого даже руководитель Московского УФАС Армен Ханян недоумевал: «Размеры задатков являются непреодолимым препятствием для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Такие действия ГУПа резко ограничивают круг лиц, имеющих возможность вести торговлю в переходах». Также Ханян отметил, что подобные нарушения у метрополитена уже были, и тогда из-за подобных искусственных ограничительных мер в аукционе смог принять участие только один предприниматель. 

От вынесения оценки, зачем подземка проводит подобные конкурсы, в УФАС, по сути, отказались, впрочем, можно предположить, что такие большие аукционы организуются с целью опять привести всё к скрытой субаренде. Если это так, то мнение многих бизнесменов о том, что зачистка торговых площадей, которая состоялась ранее, – была не с целью навести порядок, а для того чтобы устроить передел рынка торговых площадей.

Уже позже метрополитен решил изменить размеры задатков аж на целых 20%. Теперь они составляют 47,5 млн и 51,7 млн руб. – наверное, по мнению чиновников, благодаря таким «кардинальным» изменениям у малого бизнеса появилась возможность участвовать в подобном фарсе. 

Дефицит и нерентабельность 

Ранее, в 2016 году, Московский метрополитен уже проводил подобный крупный аукцион. Тогда около 10% (1059 кв. м) торговых площадей досталось компании «Метроторг», которой владеет Дмитрий Сидоренко. Выходит, история повторяется, и если всё снова будет происходить в том же духе, то получится очередной искусственный дефицит мест для малого и среднего бизнеса. Естественно, в связи с этим цена небольших лотов, которые будут разыгрываться на аукционах, будет расти в ходе торгов и опять же будет неподъёмной для предпринимателей. А дальше получаются опять победа крупных игроков, скрытая субаренда и уход всего подземного бизнеса в тень с нарушением того же налогового законодательства? 

Причём всё это происходит на фоне сразу двух явлений. Первое – рентабельность подземной торговли не слишком высока. Большая стоимость аренды вновь будет убивать малый бизнес и загонять его в долги. Второе – за больше чем год отсутствия киосков в подземке москвичи буквально отучились покупать там какую-либо продукцию. Газеты, условно, берут в палатке рядом с домом. Кофе – в разросшихся с уходом мелкой розницы сетевых кафе. А билеты в театр заказывают через Интернет. То есть в любом случае город будет вспоминать, что новое – это хорошо забытое старое. Что опять же может негативно повлиять на прибыль малого бизнеса, будь он даже в самом проходном месте. 

Аргументы экспертов 

Андрей АВДОНИН, президент Союза издателей «НАИ»: 

– Это действительно большая проблема, что метрополитен выставил такие большие лоты с залоговой стоимостью в десятки миллионов рублей. Малый бизнес эту сумму потянуть не может. Логика властей понятна – куда проще проконтролировать одну закупку, например, в 50 объектов, чем полсотни отдельных аукционов, и, вероятно, выгоднее сотрудничать с крупными игроками, чем с десятками мелких. При этом происходит всё на фоне разговоров и премьер-министра РФ, и президента о том, что нужно всячески поддерживать малый бизнес. 

Если вспомнить 90-е годы прошлого века, то как раз тогда, когда экономическая ситуация была нестабильна, малый ретейл позволял многим москвичам попросту заработать на кусок хлеба. Сегодня тоже не всё в порядке с экономической стабильностью. Но, вместо того чтобы дать предпринимателям какие-то возможности заработать денег, – его подобными мерами искусственно ограничивают. Хотя, казалось бы, малый и средний бизнес во многих странах является этакой «подушкой безопасности» для экономики. У нас же от неё сознательно отказываются. 

Александр ОСЬКИН, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции: 

– Если говорить о киосках с прессой, то они в этих торгах вообще неконкурентоспособны. Либо эти аукционы имеют изначально заградительный характер, чтобы вообще не состоялись. Либо условия торгов прописывали люди, которые оторваны от реальной действительности. И то и другое крайне плохо для отрасли, населения и Москвы в целом. Это дискредитирует и метрополитен, и департамент конкурентной политики с департаментом транспорта столицы. 

Куда лучше с подобной задачей справился столичный департамент СМИ и рекламы – они организовывали не аукционы, а конкурсы, причём финансовые условия для участников были весьма щадящими. При этом 40% внимания было приковано к деловой репутации соискателей. Такой подход более продуктивный.

Сергей ГРУНЮШКИН

Источник: Аргументы недели