Помимо торгов, которые пройдут весной, метрополитен планирует провести ещё несколько конкурсов позднее (документации по ним пока нет), где будут разыграны 130 торговых точек с размерами по 3–15 кв. м за киоск. Вдобавок будут сформированы ещё пять специализированных лотов – три из них под ларьки с прессой, один – под театральные билеты и ещё один – под продовольственные товары.
Напомним, что киоски в подземке собираются вернуть в быт москвичей спустя год после их отсутствия. Ранее руководство метрополитена решило навести порядок в этой сфере весьма радикальным способом – прекратило договоры с арендодателями и начало всё сносить подчистую. Во-первых, для того чтобы привести все киоски к единому стандарту. Во-вторых, чтобы победить многолетнюю проблему подземного бизнеса – субаренду. Раньше получалось как – крупные бизнесмены скупали все свободные площади на аукционах, а затем просто сдавали киоски малому бизнесу. При этом конечная стоимость аренды для предпринимателей вырастала вдвое, например, со 150–200 до 400 тыс. рублей. Что в итоге зачастую приводило к нерентабельности точек. Метрополитен решил, что хватит, и стал зачищать торговлю, дабы начать всё с чистого листа.
Субаренда-2?
Но так ли это на самом деле? Усомниться в этом помогают два уже объявленных «суперлота» на торговые площади. Один из них включает 127 объектов с площадями по 3,3–10 кв. м и начальной стоимостью аренды 8,5 тыс. руб. за метр, а второй – 74 объекта с платой по 7,5 тыс. за метр. Нюанс в том, что эти лоты продаются только такими вот большими пакетами, у каждого из киосков, естественно, разное назначение, которое, правда, можно поменять, если согласовать с подземкой. Но интересно то, что изначально, для того чтобы участвовать в торгах, нужно было внести задаток по одному аукциону – 71,3 млн руб., а по второму – 77,6 млн рублей.
Начинают терзать смутные сомнения, а с какой целью были составлены эти два конкурса? Малому бизнесу не нужно разом 127 палаток, сил не хватит. Если хотели привлечь крупных игроков, то вряд ли найдётся компания, которая и кофе продаёт, и колготки, и какие-нибудь услуги вроде маникюра оказывает. Ещё один момент – это размер задатка, от которого дыбом встают волосы у малого и среднего предпринимательства. По поводу этого даже руководитель Московского УФАС Армен Ханян недоумевал: «Размеры задатков являются непреодолимым препятствием для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Такие действия ГУПа резко ограничивают круг лиц, имеющих возможность вести торговлю в переходах». Также Ханян отметил, что подобные нарушения у метрополитена уже были, и тогда из-за подобных искусственных ограничительных мер в аукционе смог принять участие только один предприниматель.
От вынесения оценки, зачем подземка проводит подобные конкурсы, в УФАС, по сути, отказались, впрочем, можно предположить, что такие большие аукционы организуются с целью опять привести всё к скрытой субаренде. Если это так, то мнение многих бизнесменов о том, что зачистка торговых площадей, которая состоялась ранее, – была не с целью навести порядок, а для того чтобы устроить передел рынка торговых площадей.
Уже позже метрополитен решил изменить размеры задатков аж на целых 20%. Теперь они составляют 47,5 млн и 51,7 млн руб. – наверное, по мнению чиновников, благодаря таким «кардинальным» изменениям у малого бизнеса появилась возможность участвовать в подобном фарсе.
Дефицит и нерентабельность
Ранее, в 2016 году, Московский метрополитен уже проводил подобный крупный аукцион. Тогда около 10% (1059 кв. м) торговых площадей досталось компании «Метроторг», которой владеет Дмитрий Сидоренко. Выходит, история повторяется, и если всё снова будет происходить в том же духе, то получится очередной искусственный дефицит мест для малого и среднего бизнеса. Естественно, в связи с этим цена небольших лотов, которые будут разыгрываться на аукционах, будет расти в ходе торгов и опять же будет неподъёмной для предпринимателей. А дальше получаются опять победа крупных игроков, скрытая субаренда и уход всего подземного бизнеса в тень с нарушением того же налогового законодательства?
Причём всё это происходит на фоне сразу двух явлений. Первое – рентабельность подземной торговли не слишком высока. Большая стоимость аренды вновь будет убивать малый бизнес и загонять его в долги. Второе – за больше чем год отсутствия киосков в подземке москвичи буквально отучились покупать там какую-либо продукцию. Газеты, условно, берут в палатке рядом с домом. Кофе – в разросшихся с уходом мелкой розницы сетевых кафе. А билеты в театр заказывают через Интернет. То есть в любом случае город будет вспоминать, что новое – это хорошо забытое старое. Что опять же может негативно повлиять на прибыль малого бизнеса, будь он даже в самом проходном месте.
Аргументы экспертов
Андрей АВДОНИН, президент Союза издателей «НАИ»:
– Это действительно большая проблема, что метрополитен выставил такие большие лоты с залоговой стоимостью в десятки миллионов рублей. Малый бизнес эту сумму потянуть не может. Логика властей понятна – куда проще проконтролировать одну закупку, например, в 50 объектов, чем полсотни отдельных аукционов, и, вероятно, выгоднее сотрудничать с крупными игроками, чем с десятками мелких. При этом происходит всё на фоне разговоров и премьер-министра РФ, и президента о том, что нужно всячески поддерживать малый бизнес.
Если вспомнить 90-е годы прошлого века, то как раз тогда, когда экономическая ситуация была нестабильна, малый ретейл позволял многим москвичам попросту заработать на кусок хлеба. Сегодня тоже не всё в порядке с экономической стабильностью. Но, вместо того чтобы дать предпринимателям какие-то возможности заработать денег, – его подобными мерами искусственно ограничивают. Хотя, казалось бы, малый и средний бизнес во многих странах является этакой «подушкой безопасности» для экономики. У нас же от неё сознательно отказываются.
Александр ОСЬКИН, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции:
– Если говорить о киосках с прессой, то они в этих торгах вообще неконкурентоспособны. Либо эти аукционы имеют изначально заградительный характер, чтобы вообще не состоялись. Либо условия торгов прописывали люди, которые оторваны от реальной действительности. И то и другое крайне плохо для отрасли, населения и Москвы в целом. Это дискредитирует и метрополитен, и департамент конкурентной политики с департаментом транспорта столицы.
Куда лучше с подобной задачей справился столичный департамент СМИ и рекламы – они организовывали не аукционы, а конкурсы, причём финансовые условия для участников были весьма щадящими. При этом 40% внимания было приковано к деловой репутации соискателей. Такой подход более продуктивный.
Сергей ГРУНЮШКИН
Источник: Аргументы недели