Подписная кампания на I п/г 2017 г. проводилась во всех почтовых отделениях, как в оффлайн-режиме, так и онлайн на сайтах подписных агентств. На эту подписную кампанию тарифы на перевозку и доставку подписных изданий не повышались, сохранившись на уровне кампании II п/г 2016 г. Все скидки и льготы для населения также сохранились.
Однако, по предварительным данным, на I п/г 2017 г. тиражи у подписных агентств сократились на 5-6%. Причем тиражи региональных и местных изданий потеряли больше остальных — от 8 до 10% по отношению к подписной компании I п/г 2016 г. Подписка на федеральные газеты снизилась на 6-7%, на федеральные журналы — на 4-5%.
В рублевом выражении подписной рынок, по экспертным данным, сократился на 3-4%.
После изменения стратегии развития «Почты России», отмены субсидирования почтовой подписки для населения со II п/г 2014 г. и повышения почтовых тарифов, потери тиражей в подписную компанию в размере 5-7% стали нормой. Такую динамику мы наблюдаем уже четвертую подписную компанию. До 2014 года подписной рынок тоже сокращался, но темпы его падения были 2-3% в год. Следовательно, государственная поддержка давала свои результаты в конкретных цифрах.
После повышения тарифов в 2014 г., подписные тиражи сократились на 20-23%, и только совместными усилиями издательского сообщества, Минкомсвязи России, АРПП и «Почты России» удалось решить сложную задачу по стабилизации подписного рынка РФ.
Несмотря на то, что уже известно какие потрясения и потери вызывает значительное повышение почтовых тарифов на подписном рынке (в 2014 г. они были повышены более чем в два раза, следствием чего стало сокращение подписных тиражей почти на треть), ценовая политика «Почты России» остается прежней, и направлена на дальнейшее их повышение. Представители «Почты России» уже уведомили издателей о поднятии почтовых тарифов на подписку на 10% и тарифов магистральной доставки на 10-46% в зависимости от тоннажа и зоны.
Это значит, что результаты следующей подписной компании с высокой долей вероятности будут такими же, как во II п/г 2014 г., когда тиражные потери в среднем составили 20%, по ряду изданий дойдя до 50%.
Можно ли повлиять на принятие таких решений?! Скорее всего, нужно ставить вопрос иначе: жизненно необходимо искать механизмы по изменению губительной ценовой стратегии для подписного рынка РФ.
В подтверждение приведу некоторую статистику по ценам на периодические издания на подписном и розничном рынках. Так, в подписную компанию на I п/г 2017 г. цены на издания по подписке были выше в среднем на 35%. Есть издания, где разница цен розницы и подписки составляет 20-25%, но таких не много. Основную массу изданий российский подписчик получит на 30-40% дороже, чем в розничной точке продаж. При этом в подписных каталогах есть издания, где разница цен подписки и розницы составляет 70-90%.
На американском рынке, где подписка является основным каналом распространения периодики, картина прямо противоположная. Подписные цены ниже розничных в среднем в пять-шесть раз; есть даже журналы, разница цен у которых достигает 10-12 раз. В качестве примера можно привести Cosmopolitan: цена подписки на этот журнал в США составляет $4,99, при том что в розницу за эти деньги можно купить только один номер. Этот феномен объясняется несколькими причинами. Первая: для издателей подписка — гарантированный предоплаченный тираж, благодаря которому они могут уверенно говорить с рекламодателем. Вторая: более низкие логистические и складские затраты (розничные тиражи занимают дорогие торговые площади, что, безусловно, закладывается в цену их реализации). Третья: более низкие финансовые риски (в подписке нет возвратов, товар оплачен покупателем). Четвертая: государственная поддержка института подписки.
Для того, чтобы ситуация на российском подписном рынке улучшалась необходимо, чтобы заработали принципы добросовестной конкуренции. Выступая в 2015 г. на заседании коллегии Федеральной антимонопольной службы, Президент РФ В.В.Путин высказал свою позицию относительно вопроса конкуренции:
Здоровая конкуренция и свободное предпринимательство — это важнейшие факторы развития страны, обеспечения эффективности и устойчивости всей нашей национальной экономики.
По словам главы государства, «монополизм» во всех его проявлениях сковывает частную инициативу. В связи с этим он призвал развивать конкуренцию, предусмотренную законами и нормативными актами, в том числе в субъектах Российской Федерации, муниципалитетах.
В настоящее время разработан Национальный план развития конкуренции на 2017-2019 гг. и подготовлен проект президентского указа, утверждающий этот план.
Глава ФАС Игорь Артемьев указывал, что служба предлагает снижать присутствие государства в экономике несколькими способами, в том числе путем сокращения рыночной доли государственных и муниципальных компаний. По его словам, правительство должно запретить госкомпаниям и ГУПам приобретать новые активы — и напрямую, и через «дочек». А от уже принадлежащих нужно избавляться, причем не только от непрофильных. Госкомпании обязаны разработать программы отчуждения профильных активов. Каждая отрасль до марта 2017 г. должна, по словам Игоря Артемьева, представить собственную программу развития конкуренции. Именно конкуренция поможет сдерживать цены — указал он.
Для российского рынка подписки данная тема очень актуальна, так как с каждый годом усиливается государственное участие на рынке в лице ФГУП «Почта России»; таким образом нарушаются принципы здоровой конкуренции и растут цены.
Несмотря на озвученные выше негативные факторы, на рынке подписки есть и позитивные моменты. В Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ в рамках Экспертного совета по региональным печатным СМИ на подписную компанию I п/г 2017 утвержден расширенный список печатных СМИ, имеющих льготы на подписку. В список вошло 2 340 изданий; таким образом, он был расширен на 27% по отношению к подписной компании на II п/г 2016 г.
В прошлом году государством и экспертным сообществом был сделан важный шаг для сохранения культурно-просветительской и социально значимой печатной продукции было принято решение удвоить адресную поддержку изданиям, востребованным разными социальными группами населения. Издания, вошедшие в список, получили скидку в размере 25%, если они включены в почтовый каталог. По остальным каталогам — скидка составляет 20%.
Традиционной инициативой по стимулированию подписки на газеты и журналы стали Всероссийские декады подписки, проводимые «Почтой России» вместе с издательствами. В подписной компании на I п/г 2017 г. таких декад было две: первая — с 13 по 23 октября 2016 г., в результате которой было оформлено 2,5 млн подписок; вторая — с 1 по 11 декабря 2016 г., в результате которой был достигнут показатель в 2,9 млн подписок.
В ходе декад «Почта России» традиционно предоставляет подписчикам специальные скидки: дополнительно к скидкам издательств снижена цена на доставку изданий из каталога «Почты России» — на 10% для федеральных и на 15% для региональных и местных СМИ, а по каталогам других подписных агентств на 5% и на 10% соответственно. Одновременно сохраняется скидка, действующая в период всей подписной кампании, на издания, вошедшие в список, подготовленный Экспертным советом при Минкомсвязи.
Особо хотелось бы отметить благотворительную акцию «Дерево добра», которая проводилась «Почтой России» в течение 2016 г. В рамках акции любой желающий мог оформить подписку на любое издание в адрес выбранного конкретного социального учреждения — детского дома, дома-интерната, дома ветеранов и т.д.
В ходе прошедшей подписной кампании «Почта России» оставила скидки для социально уязвимых групп населения, прежде всего ветеранов и участников ВОВ, инвалидов 1 и 2 группы, многодетных семей.
В заключение я хотел бы отметить, что АРПП выражает обеспокоенность по поводу нынешнего состояния института подписки на печатную прессу, отсутствия в стране целостной программы по его поддержке и развитию. Мы считаем необходимыми следующие инициативы для дальнейшего поступательного развития института подписки в России:
- Развивать и укреплять рыночные отношения и конкуренцию на подписном рынке России. Надо не на словах, а на деле реализовывать стратегию по снижению роли государства на подписном рынке.
- Внести поправки и дополнения в Закон о Почтовой связи, СМИ, налоговое законодательство для создания условий развития подписного рынка.
- Применить к подписке норму НДС в размере 10% (вместо 18%), как и на печатную продукцию (прессу и книги) в розницу.
- Разработать механизм предоставления возврата субсидий на подписку для печатной прессы для населения России. Для подъема и развития подписного рынка в первую очередь следует вернуться к вопросу восстановления государственного субсидирования доставки подписной периодики населению. И хотя зачастую система субсидирования прессы подвергается критике, это не повод от нее отказываться, а повод совершенствовать механизмы оказания помощи. На сегодня объем необходимого субсидирования составляет около 6 млрд. руб.
- Предоставить льготы на подписку для образовательных учреждений, школьников и студентов.
- Предоставить льготы на подписку для новых издательских проектов в первый год их выпуска.
Дмитрий Мартынов: О подписке на газеты и журналы в I полугодии 2017 года и перспективах ее развития