Резолюция круглого стола «Итоги подписной кампании 2017/1 и перспективы подписки на 2 полугодие 2017 года»

 

Резолюция

 круглого стола «Итоги подписной кампании 2017/1 и перспективы подписки

на 2 полугодие 2017 года»

Участники круглого стола «Итоги подписной кампании 2017/1 и перспективы подписки на 2 полугодие 2017 года» выражают обеспокоенность по поводу нынешнего состояния института подписки на печатную прессу, отсутствия в стране целостной программы по его поддержке и развитию. 

После отмены в 2014 году государственного субсидирования доставки подписки значительно возросли почтовые тарифы на обработку и доставку подписных тиражей, что, привело к их значительному сокращению. Такому развитию событий способствовали также экономический кризис и связанное с ним снижение покупательной способности населения. 

В результате этих причин в 2015 году объёмы подписки уменьшились на 20%. В 2016 году сокращение подписных тиражей замедлилось: в первом полугодии они упали на  5,4%, а во втором —  на 5,2%. Однако полностью изменить тенденции  сужения рынка подписки пока не удаётся.

Определённые усилия по изменению ситуации к лучшему предпринимаются как на уровне законодательных и исполнительных органов, так и силами подписных агентств, издательского сообщества, отраслевых общественных объединений.

Положительный эффект даёт работа по стимулированию роста подписных тиражей. В этих целях «Почта России» регулярно организует Декады подписки по сниженным ценам. Пользуется популярностью у подписчиков благотворительная акция почтового ведомства  - «Дерево добра». Разнообразные мероприятия для подписчиков каталогов, выкладываемых в почтовых отделениях, проводят «Агентство «Книга-Сервис», «Агентство подписки и розницы», «Агентство по распространению зарубежных изданий», Агентство «Роспечать», «Межрегиональное агентство подписки». Неплохих результатов добиваются подписные агентства, развивающие подписку онлайн. Средний ежегодный рост тиражей онлайн-сервисов подписки в 2011-16 годы составил 15%.       

Вместе с тем слабая поддержка этого сектора дистрибуции со стороны государства, сложившаяся в последнее время практика отношений между участниками рынка подписных услуг, несовершенство законодательства  отрицательно сказываются на развитии института подписки, резко ограничивают доступность для населения данного канала получения информации. 

Осуществляемых государством мер по поддержке только социально значимых изданий недостаточно. Об этом свидетельствует то, что список газет и журналов, имеющих основания для получения скидки с тарифа по приёму и доставке подписки, включает в себя не более 1% от общего количества зарегистрированных печатных изданий. 

Лишённая государственных субсидий на доставку подписки «Почта России» была вынуждена сначала снизить с 25% до 15% (во время кампании на второе полугодие 2016 года) скидку на специальный тариф для городских и районных изданий, а затем уже полностью её отменить при организации  подписной кампании на первое полугодие 2017 года.  

Недовольство участников рынка вызывает отход ФГУП «Почта России» от принципов здоровой конкуренции. В частности, не все издания, включённые в льготный список, утверждённый Экспертным советом по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ, могут воспользоваться скидкой с почтового тарифа на приём и доставку подписки. Почтовое ведомство льготирует только те издания, подписка на которые принимается в отделениях почтовой связи, и не предоставляет скидку в случае редакционной подписки и подписки через интернет-сайты агентств. 

Нарушение правил конкуренции было допущено в октябре и декабре 2016 года во время проведения Декад подписки. Скидки подписчикам на услугу по приёму заказов на подписку и доставку газет и журналов при подписке по каталогу ФГУП «Почта России» оказались на 5% больше скидок подписчикам тех же изданий, при подписке по каталогам других подписных агентств. Практику разного уровня скидок почтовый оператор распространил и на 2017 год.

В медийном сообществе критически оценивается законопроект № 1071574-6 «О внесении изменений в ФЗ «О почтовой связи», относящий подписные издания к почтовым отправлениям. По оценкам представителей издательского сообщества и подписных агентств, принятие закона в данной редакции ведёт к монополизации рынка подписки ФГУП «Почта России» с существенным ростом для издателей стоимости участия в подписных кампаниях, что неизбежно отразится на росте подписных цен и может окончательно разрушить национальный институт подписки.  

Участники круглого стола выражают уверенность в том, что в целях сохранения и развития института подписки в России, соблюдения конституционных прав и гарантий граждан РФ, связанных с доступом к регулярной информации, необходима консолидация деятельности всего медийного сообщества при активном участии государства. Институт подписки нуждается в государственной поддержке с помощью прямых субсидий, косвенных налоговых и иных льгот. 

В этом контексте участники круглого стола считают необходимым обратиться в Государственную думу РФ с предложением внести поправки и дополнения в следующие законодательные акты.

Закон о Почтовой связи

Сформулировать понятие «почтовая связь», конкретизировав, что входит в  структуру этого вида связи, а также перечислив виды работ, осуществляемых в целях распространения периодических изданий по подписке в соответствии с утвержденными тарифами.

Закрепить в законе положение, согласно которому весь комплекс работ в сфере подписки осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Указать в законе, что при определении тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий (в том числе по подписке), руководствоваться Методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Закон о средствах массовой информации

Включить в закон пункт, гарантирующий государственную поддержку в организации участия в подписных кампаниях, предусматривающую предоставление льготных почтовых тарифов по приёму и доставке подписки для всех изданий за исключением эротических и рекламных.

Налоговое законодательство

Применить к подписке норму НДС в размере 10% (вместо 18%), в качестве компенсации для подписчиков существенного удорожания почтовых тарифов на доставку прессы и тарифов магистральной доставки;

В целях создания условий для стабилизации института подписки, поддержки и развития печатных СМИ на фоне повышения почтовых тарифов на доставку прессы и тарифов магистральной доставки обнулить НДС на реализацию и размещение рекламы в печатных СМИ на 5 лет.

Помимо корректировки действующего законодательства участники круглого стола считают важным осуществить следующие меры:

Обратиться к руководству Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы РФ с просьбой провести совместно с НП «АРПП» в помещении Госдумы круглый стол, на котором обсудить предложения о внесении поправок к закону «О почтовой связи», в налоговое законодательство и  другим нормативным актам. Пригласить на это заседание депутатов из региональных законодательных собраний, в том числе и из Дальнего Востока.

Обратиться в Правительство РФ с предложением выделить из государственного бюджета средства для льготного оформления подписки на детские издания.

Обратиться в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ с предложениями:

- создать прозрачную систему тарифообразования в области доставки подписки;

- распространить льготы, предоставляемые Экспертным советом по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ, на издания, оформляемые по редакционной подписке.

Положительно оценить готовность ФАПМК оказать поддержку издательствам, оказавшимся в  сложном финансовом положении. Рекомендовать заинтересованным компаниям ознакомиться с условиями получения такой помощи, опубликованными на сайте агентства.  

Участники круглого стола считают целесообразным облегчить и упростить для постоянных подписчиков процедуру беспрепятственного продления подписки на последующие периоды. 

Рекомендовать ФГУП «Почта России», подписным агентствам, издателям и общественным организациям отрасли поддержать инициативу Департамента СМИ и рекламы города Москвы по размещению мобильных пунктов подписки в городе в рамках проведения Дня прессы, который состоится 12 июня 2017 года. 

В целях создания прозрачной системы подписки рекомендовать Альянсу в поддержку института подписки на газеты и журналы по окончании каждой подписной кампании проводить совместно с ФГУП «Почта России» исследование рынка подписки и публиковать данную информацию в открытом доступе.

Добиваться выполнения единой согласованной политики издателей, распространителей и отраслевых общественных организаций для проведения маркетинговых акций, направленных на повышение тиражей на рынке подписки.

Участники круглого стола высказались за устранение нарушений принципов здоровой конкуренции и антимонопольного законодательства на рынке подписки, в том числе, со стороны почтового ведомства в части организации работы собственного подписного агентства.

 

февраль 2017 г.