«Это началось примерно полгода назад, — рассказал корреспонденту Znak.com руководитель одного печатных холдингов Челябинска. — Мы отправляем газеты, они продаются, но денег мы не видим. И остановить этот процесс мы не можем, так как есть обязательства по выпуску номеров, поэтому долги растут и растут. И в такой ситуации все — от самых крупных представительств федеральных газет до мелких районных изданий, которые продаются через «Роспечать». Счет уже идет на десятки, если не сотни миллионов рублей. И если нам с этой проблемой справиться проще, так как есть другие каналы продаж, реклама, то есть издания, в которых доля продаж через киоски «Роспечати» такова, что эти неплатежи попросту могут убить издание».
Проблему активно обсуждают в газетной «тусовке», в курсе ситуации и в правительстве Челябинской области, которое контролирует десятки «районок». Некоторые игроки рынка осторожно говорят об обращении в арбитражный суд.
В самой «Роспечати» проблему признают, но объясняют ее кризисом.
«Да, есть неплатежи, — говорит директор предприятия «Роспечать Челябинской области» Константин Федоринин. — Но такова ситуация. Издержки растут, а прибыль катастрофически падает. Тиражи газет снижаются, это факт. За последние два года объемы продаж коллекционных изданий упали в три раза. В основном на это повлиял курс доллара, так как в цене на такой продукт велика валютная составляющая. При этом мы ежедневно должны доставлять газеты в 600 киосков Челябинской и Тюменской области. Это транспортные расходы, зарплаты киоскеров и т. д.»
По словам Константина Федоринина, иски в суд не решат проблему — издание, выигравшее суд первым, усугубит ситуацию для своих коллег.
«Эту ситуацию нельзя решить одним ударом, — продолжает Константин Федоринин. — Издатели заинтересованы в нас не меньше, чем мы в них. Мы обеспечиваем существенную долю продаж. Поэтому выход из ситуации нужно искать всем и действовать аккуратно. В 2016 году мы оттолкнулись от дна и начали подниматься. Действуют меры по сокращению издержек: мы сокращаем персонал, убираем нерентабельные киоски, не открываем киоски в дни, когда плохие продажи. Кроме того, активно ищем, что еще предложить потребителям, у нас продается и кофе, и мороженое, и пирожки. Думаю, эти меры должны дать эффект к середине 2017 года».
По словам руководителя «Роспечати», сеть по продаже прессы ждала помощи от государства. Но власти обязали «Роспечать» установить в киосках кассовые аппараты, что потребует новых инвестиций.
Челябинские издатели опасаются, что может повториться оренбургский сценарий, когда местная «Роспечать» объявила себя банкротом.
«Тут же на ее месте появилась новая структура, которая заключила договоры с газетами и начала торговлю, а все долги остались на прежнем юрлице», — поделился опасениями один из участников южноуральского рынка печатных СМИ.
Александр Дыбин
Источник: Znak
Оригинальный заголовок: «Речь идет о миллионных долгах»
Похожие материалы: Индивидуальный предприниматель требует признать саратовскую "Роспечати" банкротом