Распространители прессы поддержат издателей в выпуске новых газет и журналов

20 февраля с.г. в помещении АРПП состоялось очередное заседание комитета Ассоциации по поддержке новых издательских проектов. 

В мероприятии приняли участие М.Н. Амелина, главный специалист отдела периодических изданий ФГБУ «Российская государственная библиотека»; А.В. Волков, коммерческий директор ООО «ТДС», Bauer Media Group; А.В. Глечиков, генеральный директор ООО «МДП «МААРТ»; В.Ю. Дзюбка, директор по распространению журнала «InStyle Russia»; А.В. Оськин, председатель Правления АРПП; Т.В. Паршкова, генеральный директор ООО «РитейлМедиаГрупп»; Я.В. Полюхович, исполнительный директор АРПП; С.С. Пыжиков, директор по распространению Conde Nast; Б.К. Сапожников, руководитель отдела продаж периодических изданий АО «Эгмонт Россия Лтд.»: А.В. Скороходов, директор по закупкам ООО «Пресс-Логистик».

Открыл заседание А.В. Оськин, председатель правления АРПП. Он рассказал присутствующим о зарубежном опыте запуска новых издательских проектов. Так, за 2016 г. в США было выпущено порядка 400 новинок, что на 3-5% больше, чем в 2015 г. В Германии в прошлом году вышло в свет около 100 новых изданий.  Большая часть новинок – журналы для женщин, издания о путешествиях, здоровье, садоводстве и кулинарии. 

По данным председателя Правления АРПП, средний жизненный цикл издания за рубежом составляет 5 лет, после чего требуются серьёзные изменения издательского контента в соответствии с актуальными интересами читательской аудитории. 

В нашей стране ежегодно запускается в десятки раз меньше новых проектов, так как российские издатели и распространители сталкиваются с серьёзными экономическими проблемами в этой части. Комитет АРПП должен выработать рекомендации отраслевого сообщества по созданию благоприятных условиях для издания и продвижения новых газет и журналов в нашей стране, так как российскому рынку периодики как воздух необходима новая продукция, в том числе для повышения доходности бизнеса и увеличения числа рабочих мест. 

А.В. Оськин призвал участников заседания к активному диалогу в этом направлении. Он также предложил подготовить письмо в Минкомсвязи РФ и в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям о поддержке запуска новых издательских проектов по подписке и предоставления дополнительных льгот новым изданиям со стороны министерства, ФГУП «Почта России» и подписных агентств. 

Председатель Правления АРПП высказался о необходимости лоббирования поправок в закон «О торговле», снижения бонусной нагрузки на издателей и сокращения сроков оплаты реализованных тиражей ритейлерами. Участники заседания поддержали идеи А.В. Оськина и выразили готовность обратиться в соответствующие инстанции для их реализации.

Далее А.В. Оськин передал слово руководителю комитета АРПП по поддержке новых издательских проектов А.В. Волкову, коммерческому директору ООО «ТДС», Bauer Media Group. 

А.В. Волков заметил, что необходимо рассмотреть возможность льготного включения новинок в подписные каталоги и бесплатной рекламы в них. Руководитель комитета АРПП предложил коллегам обсудить и другие условия взаимодействия участников медиарынка в ходе запуска новых проектов. 

А.В. Глечиков, генеральный директор ООО «МДП «МААРТ», высказался о том, что количество новинок на российском рынке периодики крайне мало и ежегодно сокращается. Большинство из них являются не самостоятельными изданиями, а специальными выпусками уже известных газет и журналов. Однако спецвыпуски пользуются популярностью у российских читателей. По этой причине, по мнению выступающего, необходимо развивать этот сегмент, а также выпускать больше буказинов, имеющих лучшее качество и более высокую стоимость.  

Т.В. Паршкова, генеральный директор ООО «РитейлМедиаГрупп», затронула тему величины ретробонусов с продаж прессы в сетях супер- и гипермаркетов. По её мнению, отраслевое сообщество должно объединиться и принять меры по их снижению, как это сделали поставщики продуктов питания. Кроме того, пресса должна быть приравнена к скоропортящейся продукции, и сроки взаиморасчётов между дистрибуторами и ритейлерами необходимо сократить в разы.  

Т.В. Паршкова также отметила важность замены торгового оборудования на новое за счёт сети в случае, если инициатива об этом исходит от самих ритейлеров. 

По данным выступающей, для восполнения сократившегося ассортимента газет и журналов в магазинах самообслуживания в 2017 г. необходимо запустить в продажу порядка 50 новинок. Положительный опыт в этой части уже имеется у некоторых издательских домов, которые регулярно выпускают спецвыпуски различных форматов, что с большим энтузиазмом воспринимается ритейлерами и потребителями. 

У каждого периодического издания, по мнению Т.В. Паршковой, имеется своя читательская аудитория, и в случае его закрытия необходимо занимать эту нишу новыми проектами. Причём, как показывает практика, большей популярностью в настоящее время пользуется развлекательная пресса в ценовом сегменте порядка 50 рублей.  

А.В. Скороходов, директор по закупкам ООО «Пресс-Логистик», поддержал инициативу Т.В. Паршковой и заметил, что ещё одной острой проблемой введения в ассортимент сетевых магазинов новых изданий является требование представителей ритейла снизить закупочные цены. 

А.В. Скороходов также выразил готовность его предприятия в тестовом режиме в течение полугода поддерживать новые издательские проекты, предоставлять оптимальные места для выкладки новых СМИ, не взимать при этом дополнительную плату и регулярно контролировать объёмы продаж. В этом случае ООО «Пресс-Логистик» ожидает от издателей увеличения процента допустимой ремиссии нереализованных тиражей,  содействия в сокращении сопутствующих издержек дистрибутора и организации рекламной кампании в поддержку новинок.

Все собравшиеся поддержали предложение А.В. Скороходова и выразили надежду на то, что и другие распространители печатной продукции примут участие в данном отраслевом эксперименте. 

По словам С.С. Пыжикова, директора по распространению Conde Nast, при введении в ассортимент супер- и гипермаркетов специальных выпусков основных изданий важно, чтобы издательские дома имели возможность оказывать влияние на стоимость нового издания для покупателей. 

Так же С.С. Пыжиков рассказал о случаях недобросовестной конкуренции среди дистрибуторов, когда в сеть магазинов самообслуживания начинает поставки новый распространитель, условия которого более выгодны для ритейла, но неприемлемы для издателей. Подобных ситуаций можно будет избежать в случае, если ретробонус для печатной продукции будет законодательно закреплён на уровне не более 5%.

Б.К. Сапожников, руководитель отдела продаж периодических изданий АО «Эгмонт Россия Лтд.» заявил, что, по его наблюдениям, дистрибуторы прессы в сетевые магазины уже стали лояльнее относиться к новым печатным СМИ. Что касается более эффективного запуска новинок по подписке, то в этом случае необходима господдержка, внесение поправок в действующее законодательство и льготы со стороны  Почты России и подписных агентств. 

Б.К. Сапожников отметил, что продажи новых газет и журналов в киосках прессы также должны вестись на особых условиях, с предоставлением таким изданиям лучших мест для размещения. 

В дискуссии  в рамках заседания комитета АРПП также приняли участие М.Н. Амелина, главный специалист отдела периодических изданий ФГБУ «Российская государственная библиотека», В.Ю. Дзюбка, директор по распространению журнала «InStyle Russia», Я.В. Полюхович, исполнительный директор АРПП. 

Подводя итоги заседания, А.В. Волков высказался о том, что, несмотря на негативные тенденции на российском рынке печатных СМИ, у многих издательских домов на сегодняшний день есть возможность запускать новинки. Для успешной реализации этих проектов требуется поддержка распространителей и конструктивный диалог с ритейлом.  

Пресс-служба АРПП

Фотоотчет о заседании комитета можно посмотреть по ссылке.