— Алексей, в стране кризис. Как вы оцениваете состояние экономики сетей распространения прессы?
— Евгения, я хотел бы начать с того, что в нашей стране постоянный, не проходящий кризис. Отрасль распространения СМИ кризис 2007-2008 гг. прошла достаточно легко, а вот последний, 2013-2014 гг., оказался для нее фатальным по двум причинам. Во-первых, административное уничтожение торговых объектов «Печать». Во-вторых, длительное и чудовищное падение потребительского спроса. Причем именно в Москве оно оказалось наиболее ярко выраженным.
В Москве сетей распространения прессы как таковых уже нет. Есть монополист КП «Мосгорпечать», и есть арендаторы городских киосков. Состояние экономики распространителей прессы неудовлетворительное, очень тяжелая ситуация с платежами издателям. Целый ряд изданий закрывается, кто-то проводит ребрейдинг и пытается выпускать новые «линейки». У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, но общеотраслевая картина неутешительная.
— А региональные рынки?
— Если говорить о состоянии региональных рынков распространения, то они очень локальны и характеризуются отношением региональных властей к СМИ в целом. Где-то это полностью рыночные отношения, и там потребитель в выигрыше; где-то чуть ли не монополии и картельные сговоры, и за это платят потребители.
— Какие существуют сегодня инструменты для укрепления розничных продаж прессы, повышения доходности этого вида бизнеса и, в конечно счете, его спасения?
— На самом деле, их немного. Основной и свойственный сейчас региональному бизнесу мелкорозничного распространения прессы инструмент — это секвестирование киосков. Торговые объекты предприниматели начали сокращать сами по причине резкого ухудшения качества жизни россиян, уменьшения доходов и, что самое главное — сокращения спроса. Я даже не упоминаю здесь факта сноса киосков по решению городских администраций.
К сожалению, киоски прессы губернаторами регионов и мэрами городов стали восприниматься не как объекты информационной безопасности, инфраструктуры оказания услуг и серьезного пропагандистского инструментария, а как «элементы уличной мебели» и источники «загрязнения» улиц. Безусловно, «наведением порядка», как характеризует это Правительство Москвы, назвать проходящие процессы нельзя. Для того чтобы действительно создать комфортную городскую среду, необходимо обеспечить условия формирования благоприятного инвестиционного климата для предпринимательского сообщества. Почему объекты прессы признались самостроем новой администрацией Собянина после того, как прежнему мэру Лужкову было выражено недоверие? Потому что такова была политическая воля новой администрации, направленная на установление контроля за всем имуществом города, в том числе за земельными участками под киосками, павильонами и магазинами. Но полумер быть не должно, как это получилось в этом, с позволения сказать, «проекте». Мы получили уродливую модель, по которой у предпринимателей отобрали их собственность: расторгли договоры аренды, а киоски прессы городские рабочие распиливали на глазах у киоскеров. При этом четыре года спустя городские власти начали восстанавливать те же самые киоски на прежних местах, разработали лояльные правила к установке демонтированных ранее объектов, расширили критерии допустимости размещения. Самое печальное в этой ситуации то, что был создан ажиотажный спрос через непродуманную конкурсную документацию на право торговли в уже ставших городскими объектах. Лозунги, под которыми проводили все эти «действа», менялись раз в год.
И что мы имеем сейчас? Нарушения в ассортименте со стороны арендаторов, субарендаторы в киосках, резкое повышение цен на печатную продукцию, задолженности по оплате за аренду... Город своевременно не подключает новые НТО к электрическим сетям, не заключает договоры энергоснабжения, киоски изготовлены некачественно и имеют функциональные проблемы, делающие работу продавцов некомфортной. Результат работы за два года ликвидации частной собственности и деприватизации бизнеса в Москве — сокращение «точек» продаж прессы в два раза и падение тиражей. По итогам в 2016 г. сокращение тиражей газет составило 50%, журналов — 30%.
— Ситуация почти катастрофичная... Но ведь уже столько раз говорилось о необходимости поддержки печати. Распоряжения на этот счет давал лично сам президент. И что?...
— Если говорить о поддержке системы распространения прессы в России, в том числе в столичном регионе, необходимо отбросить иллюзии. Евгения, хочу напомнить, что я ни разу не ошибался с прогнозами. Отрасль распространения и индустрия СМИ в России до прежних размеров не восстановится уже никогда.
Во-первых, восстановление собственно спроса после достижения «точки дна» падения продлится не менее пяти-шести лет. На фоне развития современных средств коммуникации, Интернета и цифровых технологий это сделает бумажные носители не каждодневными источниками информации, а роскошью для большинства россиян.
Во-вторых, политическая воля нынешних властей, как минимум Москвы, просто не позволит это сделать. Поэтому возможны лишь какие-то послабления в ассортиментной политике. Будем же реалистами. Предлагаемые сейчас отраслевым сообществом через свою профессиональную организацию АРПП привинтивные меры поддержки рынка СМИ не помогут индустрии полностью выйти из кризиса, а лишь дадут незначительно «продохнуть» распространителям и издателям. Для большинства новых псевдораспространителей, победивших на городских конкурсах профессионалов рынка, лишь частично легализуют тот ассортимент, который и так уже долгое время продается через их киоски прессы. Единственное, что наркотики вряд ли кто-то будет легализовывать... Хотя в Нидерландах принят закон о государственном производстве марихуаны.
— Тем не менее, какие шаги в ассортиментной политике могли бы помочь киоскам и павильонам прессы?
— В конце прошлого года в отрасли распространения СМИ России сложилась достаточно парадоксальная, с точки зрения рыночной экономики, ситуация. Москва, с момента прихода к руководству городом Собянина, находится в системе запретов и ограничений реализуемого через киосковые сети ассортимента товаров и услуг; в регионах, зачастую имеющих более депрессивную экономику и не избалованных дотациями федерального центра, более либеральное отношение к мелкому предпринимательству. Хотя падение реализуемых тиражей ощущается повсеместно...
Возвращаясь к поддержке системы распространения прессы, отмечу, что охватывать необходимо не только отрасль «продавцов», но индустрию в целом. Положительных прецедентов в регионах масса. Если рассматривать агломерацию городов-миллионников, то реализуемый в их киосках прессы ассортимент впечатляет: от товаров народного потребления до предметов личной гигиены, хозяйственных товаров и продуктов питания. Кстати, почтовые отделения в глубинке торгуют даже полным ассортиментом продуктового магазина, так как обычные предприниматели не заинтересованы в открытии торговых точек в поселках, где практически никто не живет. Таким образом «Почта России» удовлетворяет спрос своих клиентов даже в самых необходимых для жизни товарах.
Эффективный способ нематериальной поддержки нестационарной торговли нашли в Калужской области, администрация которой выделяет деньги для возмещения предпринимателям средств, затраченных на изготовление и установку НТО. Прекрасный опыт снижения арендной ставки от 6 руб. за квадратный метр в месяц под киоски и павильоны прессы существует в Липецкой области. Данные меры позволяют предпринимателям не копить задолженность перед издателями и выполнять все свои обязательства по своевременной замене киосков.
— В части ассортимента, да и вообще поддержки печати очень интересен опыт «Белсоюзпечати»...
— Да, но мы рассматриваем прецеденты, которые имеют рыночные характеристики. Поэтому, говорить об опыте белорусских коллег из «Белсоюзпечати» не совсем корректно.
«Белсоюзпечать» — прекрасная киосковая сеть, которая по решению правительства Республики Беларусь сегодня полностью модернизируется, меняя киоски прессы на павильоны с отдельным входом для покупателей. За последние несколько лет ее ассортимент расширился с только газетно-журнальной продукции и канцтоваров до продуктов питания, табака и алкоголя, практически «переплюнув» норвежский Narvesen, — владельца общемировых брендов R-Kiosk и 7-Eleven. Но «Белсоюзпечать» — это государственное предприятие, полностью контролируемое республиканскими властями. Конкурентов и рыночной среды здесь нет. На самом деле, для экономики отрасли это плохо, так как не соблюдено условие, описанное еще Карлом Марксом в части конкуренции. Попытка управлять ценами и качеством — лишь видимость решения проблем. В той же Narvesen эту проблему решили, создав идеальный франшизный продукт, который сегодня успешно реализуется во всех частях света — от Америки до Азии и Австралии. Тогда как модель монополии не показала своей эффективности с точки зрения развития конкуренции, технологий и снижения цен ни в одной из мировых экономик. Она не способна создать ни одного более или менее востребованного продукта или технологии общемирового масштаба. Ни одного!
К сожалению, сегодня Москва является унылым аутсайдером в общероссийском масштабе по отношению к индустрии печатных СМИ. Попытка мэра Собянина «отжать» бизнес мелкорозничной торговли путем конкурсов и аукционов потерпела оглушительное фиаско. Так же чудовищным провалом экономического блока Правительства Москвы стало введение торгового сбора для предприятий потребительского рынка. Надо отдать должное Санкт-Петербургу и Севастополю, которые отказались от его введения и сегодня ситуация здесь для делового климата и предпринимательства существенно лучше.
Помимо экономических показателей стагнации есть еще один важный фактор — «Единая Россия» как партия власти проигрывает выборы в столице. Это серьезный маркер, проявляющийся в последние годы новой городской власти все сильнее. Базовая ошибка Москвы при администрации Собянина — взять на себя нетипичные функции для государства. Смешано все в кучу, поэтому плачевные результаты налицо.
— Издатели России, в отличие от зарубежных коллег, очень робко запускают новые проекты. Причины тут понятно, углубляться не будем. Тем не менее, на ваш взгляд: чтобы могло им помочь, дать силы для разработки новых товаров для рынка печати?
— Об издателях я тоже скажу в неутешительном формате. За более чем 25-летний срок либерализации экономики и рынков РФ вообще, в нашей стране так и не было создано практически ни одного отечественного качественного «продукта», способного серьезно конкурировать с международными издательскими брендами.
Иностранные медиакорпорации очень верно прочувствовали рынки России, каждого потребителя и целевую аудиторию. Посмотрите на их продукты: это не перепечатка переведенного на русский язык контента, а созданный полностью под отечественного потребителя материал, который и люди покупают, и рекламодатели ценят. Вместо того, чтобы поддержать собственного издателя, да и издательский рынок в целом, наши власти наоборот выпускают бездарные законы об ограничении рекламы табака, алкоголя и прочих качественных товаров, востребованных у людей. Закон об участии иностранных кампаний в уставном капитале издательских домов вообще не поддается никакой критике...
И что мы имеем сейчас на рынке печатных СМИ из отечественного? Безусловно, есть целый ряд качественных общественно-политических изданий: «Московский комсомолец», «Коммерсантъ» и ряд других. Но их можно пересчитать по пальцам. И на их фоне — масса изданий, которые либо изначально принадлежали государству, либо государство выкупило их у частного бизнеса, превратив в орудия пропаганды, неинтересные потребителю. Люди перестали их покупать, поэтому государству в лице региональных чиновников приходится выделять средства из бюджета на их поддержку. Результат непродуманной политики государства в области СМИ: безудержный рост цен на бумагу, лишение «Почты России» дотаций на доставку подписки (а, следовательно, рост подписных цен), и прочие факторы, ухудшающие жизнь отрасли. От этого страдает качество журналистики, что еще сильнее с проваливает индустрию СМИ.
Экономика отрасли не терпит дилетантов и непрофессионалов. За все промахи, ошибки и несогласованные действия чиновников-бездарей платят наши граждане.
— Тема московского метро в последнее время стоит очень остро: главная транспортная артерия столицы долгое время оставалась без печати. Да и сейчас дела в этом направлении продвигаются не лучше... Почему так происходит? Вопрос банальный, но тем не менее: кто виноват и что делать?
— На самом деле, ситуация с «подземкой» достаточно банальна. «Московский метрополитен» всегда контролировал систему распространения прессы на своей территории. Управлял ею, я бы сказал. Работавшее здесь долгие годы ООО «Агентство Метропресс» на 60% принадлежало ГУПу. Сейчас, в результате аукциона, одна из московских компаний получила право на торговлю в метро. Но ведь москвичи за целый год «простоя» уже отвыкли покупать прессу в подуличных переходах и в вестибюлях метро! А в вагонах появилась бесплатная сеть доступа в Интернет, и сейчас 80% пассажиров читают новости и книги в гаджетах. Поэтому здесь прежний спрос на печатную продукцию, как и в случае с уличными киосковыми сетями, восстановлен не будет.
Однако та цена, которая победителем аукциона была предложена ГУПу, является в три-четыре раза выше рыночной, то есть той, которая могла быть при пиковом росте цен и спроса на печатную прессу. Поэтому я думаю, что та «конструкция», которая сегодня построилась здесь сама собой, носит временный характер. Она еще раза два-три перестроится, пока не достигнет тех значений, от которых «Московский метрополитен» ушел. Но только в том случае, если этот бизнес (я подчеркиваю — именно бизнес!) ему будет интересен.
Я не вижу сейчас там добавленной стоимости. По всей видимости, не видят ее и победители аукциона, так как они стали откровенно нарушать ассортимент. Из-за контртеррористической, пожарной и электробезопасности на территории метрополитена к реализации в объектах прессы всегда были разрешены только газеты и журналы. Киоски же победителя аукциона метро — компании «АМО-Пресс», — «зацвели» фарфоровыми статуэтками, резинками для волос и прочими товарами импульсного спроса, которые категорически запрещены к реализации в метро.
Безусловно, эти негативные тенденции — результат непродуманной политики московских чиновников экономического блока. Сколько город потерял денег за тот период, пока не было торговли в метро? Сколько потерял бюджет от того, что не было в метро рекламы? Сейчас все это возвращается, но где новизна? Те же билборды и звуковые оповещения, та же самая торговля китайским ширпотребом из «новых-старых» киосков...
Или может быть подземное пространство расширено под новую современную инфраструктуру, как это сделано в США, Европе и даже развивающихся экономиках Азии? Где комфортная городская среда? К сожалению, и этого ничего не создано. Город лишь «реанимирует» то, что считал наследием старой команды Лужкова, причем реанимирует в еще более сомнительной форме.
Москве нужны перемены. Чем скорее, тем лучше. Необходимо повернуться лицом к оставшемуся предпринимательскому сообществу, начать его слушать и слышать.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU