Сегодня забыть дома кошелек не так страшно, как оставить смартфон. В этом небольшом устройстве сконцентрирована большая часть нашей каждодневной жизни: электронная почта, социальные сети, фотографии, погода, словари, видеочат, навигатор, дисконтные карты, мобильный банк и любимые игрушки. Вам не кажется странным, что мы используем телефон для чего угодно и лишь в последнюю очередь, чтобы просто звонить?
В этом отличительная особенность нашего времени, когда на экран телефона мы смотрим больше 225 раз в день, даже не отдавая себе в этом отчет. Но смартфон — это лишь видимая часть изменений. Тектонические сдвиги происходят в самой модели общественного устройства. Люди становятся более интровертными, не замечая, что все больше времени «общаются» с электронными устройствами, а не с живыми людьми.
Это происходит еще и потому, что большинство людей очень инертны и не могут ни шагу ступить без оглядки на толпу. А цифровой мир позволяет им комфортно принимать свою непохожесть на других, не бояться пробовать разные сценарии жизни, оставаясь эмоционально как бы в толпе.
МОБИЛЬНАЯ РЕКЛАМА
По некоторым данным, в России Интернетом пользуется больше 80 млн человек, а это почти 63 % населения. С телефонов в Сеть заходит больше 50 млн. Интересно, что 15 млн пользователей пользуются только мобильным интернетом, т. е. вообще не используют браузер.
Нетрудно догадаться, что это в основном молодые люди от 15 до 24 лет, которые просто не помнят времени без Интернета и мобильного телефона, для них они были всегда.
Поэтому «двигатель торговли» начинает оккупировать наши телефоны, в надежде быть не просто ближе, а безальтернативно ближе. Молодое поколение не смотрит телевизор, но гордиться им особенно нечем, потому что все то, что не притронулось к ним через «зомбоящик», дотянется через экран смартфона.
ИЗМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Во все времена происходили изменения в обществе, но сейчас это происходит много быстрее, одновременно в большинстве стран и принимает порой очень занятные формы. Учителя бьют тревогу о детях, не желающих запоминать факты, ведь их легко посмотреть в Google!
Например, в этом году впервые столкнулся с феноменом, когда люди черпают абсолютно всю информацию в социальных сетях, ни книги, ни газеты, ни журналы им не интересны.
Думаю, это очень печально, так как это сознательное лишение себя базовых источников настоящего знания, хотя то ли еще будет!
Вообще, влияние digital на индивидуума и общество — это благодатная тема для целой серии размышлений, но сегодня я поделюсь тем, на что стоит обратить внимание в 2016 г.
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСЫ
Банки существуют почти 350 лет. Они создавались, чтобы осуществлять сервис денег: сохранять, переводить, пускать в оборот, поэтому сервис клиентов, к сожалению, для них вторичен. До тех пор, пока обслуживание не будет одним из главных источников дохода банка, сервис будет всегда осуществляться по остаточному принципу.
Это расстраивает многих. Билл Гейтс, основатель Microsoft, сказал: «Людям нужен банкинг, но не банки», и это очень близко к истине именно сейчас, ведь для получения финансовой услуги необязательно идти в отделение банка. Меняется само определение финансовой индустрии, потому что клиентам больше не нужны банковские продукты, им нужны положительные эмоции от пользования удобными услугами и понятными сервисами.
Для клиента банкинг — это зримая реализация полезности денег, а не статуса банка.
Поэтому стартапы, создающиеся, чтобы обеспечивать сервис клиентов, заставят банки измениться. Ведь современный банк — это не то, куда вы ходите, а то, что вы удобно делаете с вашими деньгами. А вам комфортно делать это через телефон.
Согласно исследованиям, обычные посетители магазинов все чаще совершают покупки непосредственно со своих телефонов, две трети покупателей установили как минимум три приложения для покупок на свои телефоны, а 7 % скачали более 25 таких программ. Компании, понимающие этот тренд, предлагают сервисы, чтобы каждый день стал днем покупок, полным спонтанных моментов «я хочу…».
Но не покупки через смартфон беспокоят банки, риск для банков в том, что при осуществлении платежей может отпасть необходимость в самих банках, теряющих монополию на платежную инфраструктуру.
БАНКИ БЕЗ ОФИСОВ
Если можно осуществлять операции в Интернете и мобильном телефоне, то зачем вообще приходить в банковский офис? Этот простой вопрос кардинально поменял ландшафт банковского бизнеса. В России на сегодняшний день больше 40 тыс. банковских отделений, количество которых будет постоянно снижаться, потому что клиенты все реже посещают их.
Из точек продаж офисы трансформируются в точки сервисного контакта с клиентами, местом, куда приходят за дополнительными впечатлениями и знанием.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Современная цифровая среда изменила и дополнила возможности образования. Сейчас вы можете учиться в любом высшем учебном заведении мира, получая самые актуальные знания бесплатно, и только за прохождение экзаменов нужно будет заплатить.
Новые подходы к передаче знаний нужны, потому что действующая система образования готовит специалистов прошлого. Людей учат для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, пытаются обеспечить интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны. Может, поэтому в мире такой высокий процент безработных. Зачем предпринимателю принимать на работу выпускников: мало того что у них нет надлежащих знаний, так еще и отсутствует опыт.
Обучение перестает базироваться на механическом запоминании, ведь технические средства позволят не нагружать этим память. Непонятно, это хорошо или плохо, но освободившиеся умственные резервы можно направить на развитие новых способов мышления и принятие верных решений.
Меняется сама форма обучения, оно становится более прикладным и технологичным. Скоро будут оценивать не только список пройденных курсов, но и их последовательность. Интересный аспект, что не формальный диплом, а уровень образованности становится главным конкурентным преимуществом.
Развею опасения о том, что в будущем роботы заберут работу у людей. Ни один высокоразвитый искусственный интеллект не в состоянии на 146 % заменить человека. У homo sapiens на самом деле гораздо больше преимуществ перед машинами, чем можно себе представить. У роботов отсутствует образное мышление, у них нет сознания, а главное, нет интуиции. Так что миру людей есть чему учиться.
ИНТЕРФЕЙСНАЯ ЭКОНОМИКА
Отдельный тренд настоящего в том, что компании концентрируются на создании удобной среды, в которой выгодно работать большому количеству частных клиентов или компаний. Это иногда называют uberизацией, когда компания — владелец сервиса зарабатывает на создании условно-бесплатного интерфейса, но не владеет контентом.
Например, у крупнейшей таксомоторной компании UBER нет в собственности ни одного такси, мировой лидер в индустрии гостеприимства Airbnb не владеет ни одним своим гостиничным номером, а Facebook не создает контент, потому что его ежесекундно производит миллиард пользователей социальной сети. Интересно, как эти тренды использовать на благо нашей страны?
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Физическое пространство не в силах ограничить наше воображение, потому массовое создание дополненных реальностей — это еще один тренд 2016 г. Современные системы, создающие иллюзию новой дополненной реальности, легко находят свое применение и в бизнесе, и частной жизни.
Главный технологический вопрос — как обеспечить простое и безопасное переключение между реальным и виртуальным мирами. А второй не менее сложный вопрос — это применимы ли существующие этические нормы к новым граням реальности.
DIGITAL-ДЕТОКС
Повальное проникновение цифры в нашу жизнь выявило важную потребность — растущее желание общаться в реальном мире; отключив телефон, погулять или просто почитать бумажную книгу. Иногда я именно так и делаю — живу несколько часов без телефона/планшета/интернета, провожу так называемый digital detox. Ощущения очень непривычные, иногда даже тревожные. Да и позволить себе такое могу лишь в выходные, но время, прожитое в физической реальности, приносит больше осмысленной радости, а не это ли главная цель нашей жизни?
ПРО БУДУЩЕЕ
Хотя digital делает нашу жизнь немного проще, она не становится от этого менее эмоциональной. Как говорят философы, идеального будущего, как и детального прошлого, вообще не существует — есть только вечное ремесло адаптировать под себя настоящее.
Поэтому давайте в 2016 г. будем уважать прошлое и жить в настоящем, и тогда у нас будет светлое будущее, а цифровое оно будет или иное, по большому счету не так важно. Главное, чтобы оно было.
Булад Субанов, банкир, топ-менеджер
Источник: Gentls.ru
Похожие материалы: Facebook инвестирует в технологии виртуальной реальности более 3 млрд. долларов