Лидеры и аутсайдеры подписки на газеты и журналы среди регионов РФ

Подписная кампания на первое полугодие 2017 года завершилась. Подведены ее итоги. Для оценки результатов подписной кампании «Почта России» впервые предложила новый подход: учитывать показатели плотности подписных тиражей (количество подписок/экземпляров) на каждую тысячу жителей субъекта РФ. По мнению специалистов «Почты России», такая методика позволяет сопоставлять регионы с разной плотностью населения, так как сравнение идет в относительных единицах.

Согласно данным «Почты России», лидерами подписной кампании на первое полугодие 2017 года стали Курская область (с показателем 340 подписок на тысячу жителей), Республика Северная Осетия (Алания) (320), Чеченская Республика (288), Республика Татарстан (265), Республика Башкортостан (256), Республика Алтай (242), Чувашская Республика (236), Брянская область (234), Республика Тыва (227), Костромская область (216).

Экспертная группа АРПП проанализировала новый показатель и попыталась выявить его взаимосвязь с политической активностью населения региона, т.к. печатная пресса является одним из ведущих источников общественно-политической информации для большей части населения страны, формирует политическое и экономическое сознание и помогает в принятии решений.

18 сентября 2016 года россияне выбирали депутатов Государственной Думу РФ нового созыва. Показательно, но факт, что наиболее высокий политический интерес к жизни страны проявили избиратели в тех регионах, где был зафиксирован высокий показатель плотности подписных тиражей, т.е. в регионах, где избиратель был обеспечен аналитической информацией в виде печатной прессы. Надо отметить, что «Единая Россия» также получила наибольшее количество голосов в субъектах РФ с высокой плотностью подписных тиражей.

К регионам с высокой плотностью подписных тиражей в подписную кампанию на 1 полугодие 2017 года отнесены 23 субъекта РФ (здесь и далее, без учета Республики Крым и Севастополя). В большинстве из них был средний или выше среднего показатели общей явки избирателей. В 14 из них партия «Единая Россия» набрала количество голосов выше среднего по стране – 54,19%, т.е. одержала уверенную победу.

Так, например, Республика Северная Осетия-Алания – это второй регион по плотности подписных тиражей в России с показателем в 320 экземпляров на 1000 человек. В Республике была отмечена высокая явка избирателей на участки – выше 70%, при общей явке по РФ – 47,8%. Партия «Единая Россия» набрала в Северной Осетии, по данным в ЦИК, 67% голосов избирателей.

Показательна статистика и по Чеченской Республике (ЧР), занявшее третье почетное место в рейтинге «Почты России» по плотности подписных тиражей – 288 экземпляров на 1000 человек. По данным Избирательной комиссии ЧР, в голосовании приняли участие почти 84% избирателей – это самый высокий показатель явки среди всех субъектов РФ. Партия «Единая Россия» набрала в данном регионе наибольшее количество голосов – 96,3% от проголосовавших избирателей.

Республика Татарстан остается одним из самых читающих регионов и уже на протяжении многих лет входит в пятерку лучших субъектов России по показателю плотности подписных тиражей на 1000 жителей. Регион продемонстрировал на выборах в Госдуму также один из лучших показателей по явке избирателей ‑ 69%. А за партию «Единая Россия» отдали свои голоса 85% проголосовавших избирателей.

 

Регионы РФ с высоким уровнем плотности подписных тиражей
(более 150 экз. на 1000 человек)

Субъект РФ

Плотность тиража по физ. лицам
(экз. на 1000 чел.), по данным «Почта России», подписная кампания на
1 полугодие 2017 года

Общая явка избирателей
на выборы в Государственную Думу (18 сентября 2016 года)

% проголосовавших за «Единую Россию»
на выборах в Государственную думу

Республика  Северная Осетия (Алания)

320

70,13

67,09

Чеченская Республика

288

83,80

96,29

Республика Татарстан

265

69,41

85,27

Республика Башкортостан

256

53,20

56,37

Брянская область

234

45,63

63,91

Республика Тыва

227

67,92

82,61

Ставропольский край

212

33,67

54,26

Республика Мордовия

190

67,18

84,36

Пензенская область

187

52,72

64,26

Воронежская область

182

43,71

58,67

Белгородская область 

180

54,72

54,73

Липецкая область

177

43,39

56,11

Краснодарский край

160

41,58

59,30

Саратовская область

150

53,09

68,15

Источник: по данным Почта России, ЦИК РФ

 

Рассматривая регионы РФ с низким уровнем плотности подписных тиражей (менее 100 подписок печатных изданий на 1000 человек), то явно прослеживается следующая закономерность: избиратели данных регионов имеют низкую политическую активность, что выражается в низкой явке на избирательные участки. К регионам с низким уровнем плотности подписных тиражей по итогам подписной кампании на 1 полугодие 2017 года отнесены 34 региона. 27 из них имели низкую явку избирателей на участки для голосования: существенно ниже, чем в среднем по России – 47,80%. В 26-ти из 34-х регионов РФ был зафиксирован низкий процент проголосовавших за партию «Единая Россия»: ниже среднероссийского показателя – 54,19%.

Так, к примеру, плотность подписных тиражей в Москве по итогам подписной кампании на 1 полугодие 2017 года составила всего 11 экземпляров на 1000 человек (один из самых низких показателей по РФ). По численности населения Москва занимает лидирующее положение, на территории субъекта проживает более 8% населения РФ. При этом явка на последних выборах в Государственную думу была самая низкая по стране – всего 28,72% избирателей пришло на участки для голосования. Партию «Единая Россия» на поддержало только 37,6% проголосовавших.

Другой пример ‑ низкая явка избирателей была зафиксирована в Новосибирской области, где проголосовали всего 29,35% избирателей, из них только 38,3% голосов было отдано партии «Единая Россия». Заметим, что по уровню плотности подписных тиражей Новосибирская область занимает 61 позицию среди регионов РФ ‑ всего 75 подписок (экз.) на 1000 человек.

 

Регионы РФ с низким уровнем плотности подписных тиражей
(менее 100 подписок на 1000 жителей)

Субъект РФ

Плотность тиража по физ. лицам
(экз. на 1000 чел.), по данным «Почта России», подписная кампания
на 1 полугодие 2017 года

Общая явка избирателей
на выборы в Государственную Думу (18 сентября 2016 года)

% проголосовавших за «Единую Россию» на выборах в Государственную Думу

Москва

11

28,72

37,76

Калининградская область

31

36,83

43,39

Мурманская область

31

35,32

41,98

Московская область

32

30,95

45,99

Камчатский край

34

34,42

46,70

Хабаровский край

38

32,85

37,31

Свердловская область

40

35,97

40,53

Ханты-Мансийский АО - Югра

51

34,07

47,61

Челябинская область

51

38,65

38,19

Сахалинская область

52

32,45

45,09

Республика Калмыкия

54

31,06

42,22

Астраханская область

59

31,06

42,22

Еврейский АО

63

34,75

45,03

Владимирская область

64

33,93

45,20

Магаданская область

64

35,02

44,69

Ивановская область

70

32,36

42,38

Ярославская область

72

33,00

38,43

Новосибирская область

75

29,35

38,26

Новгородская область

76

34,73

40,05

Республика Саха (Якутия)

77

42,16

46,42

Удмуртская Республика

77

38,40

50,52

Санкт-Петербург

25

31,76

37,3

Забайкальский край

80

32,70

39,70

Республика Марий Эл

84

46,74

46,70

Омская область

86

34,30

36,32

Республика Карелия

93

31,76

37,30

Пермский край

95

35,97

40,53

Источник: по данным Почта России,  ЦИК РФ

 

Эксперты отмечают, что высокая явка в большинстве регионов работала на партию власти, а низкая явка — наоборот. Так что если руководители правящей партии заинтересованы, чтоб россияне приходили на избирательные участки и голосовали за их однопартийцев, то в первую очередь нужно обратить внимание на доступность печатных СМИ, их государственную поддержку, а также на развитие системы распространения периодической печатной продукции как в розницу, так и по подписке. Совершенно очевидно, что отмена госсубсидий на доставку подписных тиражей в 2014 году привела к росту подписных тарифов, что сделало получение газет и журналов по подписке недоступным для значительной части населения страны.

Прямой связи между плотностью подписных тиражей в регионе, явкой избирателей на участки для голосования и отданными голосами за правящую партию нет. Но результаты проведенного сравнительного анализа плотности подписных тиражей по итогам подписной кампании на 1 полугодие 2017 года, явкой на избирательные участки 18 сентября 2016 года на выборы в Госдуму, процента проголосовавших за партию «Единая Россия» свидетельствуют, что доступность достоверной информации, в том числе общественно-политической прессы, оказывает немалое влияние, которое приводит к высокой активности населения и его поддержке правящей партии. Именно печатной прессе до сих пор доверяет большая часть населения России, как авторитетному источнику информации. Именно из печатной прессы большинство избирательной аудитории получает информацию о кандидатах в Государственную думу.

Рейтинг регионов РФ по плотности подписных тиражей в подписную кампанию на 1 полугодие 2017 года приведен ниже.

 

Рейтинг регионов РФ по плотности подписных тиражей, подписная кампания на 1 полугодие 2017 года 

Наименование филиала

Плотность тиража по физ. лицам
(экз. на 1000 чел.)

1

Курская область

340

2

Северная Осетия (Алания) Республика

320

3

Чеченская Республика

288

4

Татарстан Почтасы

265

5

Башкортостан Республика

256

6

Алтай Республика

242

7

Чувашская Республика

236

8

Брянская область

234

9

Тыва Республика

227

10

Костромская область

216

11

Амурская область

215

12

Ульяновская область

212

13

Ставропольский край

212

14

Волгоградская область

202

15

Мордовия Республика

190

16

Пензенская область

187

17

Коми Республика

186

18

Воронежская область

182

19

Белгородская область

180

20

Липецкая область

177

21

Кировская область

174

22

Алтайский край

173

23

Краснодарский край

160

24

Тверская область

159

25

Красноярский край

151

26

Саратовская область

150

27

Кабардино-Балкария Республика

145

28

Орловская область

145

29

Самарская область

138

30

Тульская область

137

31

Карачаево-Черкессия Республика

132

32

Курганская область

131

33

Тамбовская область

130

34

Псковская область

126

35

Архангельская область

125

36

Приморский край

125

37

Ростовская область

122

38

Вологодская область

116

39

Адыгея Республика

113

40

Бурятия Республика

112

41

Ненецкий АО

112

42

Оренбургская область

112

43

Тюменская область

108

44

Томская область

106

45

Калужская область

105

46

Смоленская область

103

47

Хакасия Республика

101

48

Иркутская область

101

49

Пермский край

95

50

Рязанская область

94

51

Карелия Республика

93

52

Кемеровская область

88

53

Омская область

86

54

Марий-Эл Республика

84

55

Забайкальский край

80

56

Чукотский АО

80

57

Удмуртская Республика

77

58

Саха (Якутия) Республика

77

59

Нижегородская область

77

60

Новгородская область

76

61

Новосибирская область

75

62

Дагестан Республика

72

63

Ярославская область

72

64

Ивановская область

70

65

Владимирская область

64

66

Магаданская область

64

67

Еврейская АО

63

68

Астраханская область

59

69

Калмыкия Республика

54

70

Сахалинская область

52

71

Челябинская область

51

72

Ханты-Мансийский АО

51

73

Свердловская область

40

74

Хабаровский край

38

75

Камчатский край

34

76

Московская область

32

77

Калининградская область

31

78

Мурманская область

31

79

Санкт-Петербург

25

80

Ямало-Ненецкий АО

24

81

Москва

11

82

Ингушетия Республика

8

Средняя плотность по всей стране

113

Источник: Почта России

 

Экспертная группа АРПП