По итогам мероприятия состояние отрасли PlanetaSMI.RU обсудила с членом правления Национальной ассоциации издателей, заместителем председателя совета директоров ИД «Аргументы Недели» Игорем Диденко.
— Игорь Александрович, 15 февраля на тематическом круглом столе в пресс-центре «Московского комсомольца» обсуждались итоги подписки на I п/г 2017 года. Говорили об очередном падении тиражей печатных изданий... Как вы оцениваете ситуацию на подписном рынке страны относительно результатов предыдущих двух лет?
— Не могу обсуждать показатели подписки других издателей, это их коммерческая тайна. Что же касается итогов подписки на газету «Аргументы Недели» на I п/г 2017 года, то мы ими удовлетворены. «Аргументы Недели» увеличили свои подписные тиражи на 17% (если оценивать данные февраля к июлю); если же считать январь 2017 года к январю 2016-го, мы показали рост 6%, что очень неплохо с учетом нынешнего состояния рынка подписки. Это заслуга, прежде всего, нашего главного редактора Андрея Угланова, который в каждом номере газеты призывал ее постоянных читателей оформить подписку. И читатели ответили нам взаимностью.
— Да, и ваши коллеги-издатели, выступавшие на круглом столе, также отмечали, что, несмотря на общий негативный тренд, есть отдельные издания, которым удается наращивать тиражи. Как вы считаете: в чем секрет успешности печатного издания? Что оно должно делать, чтобы занять крепкие позиции на рынке?
— Какого-то особого секрета здесь нет, а дать универсальный совет невозможно. Сейчас, чтобы успешно отстаивать свои позиции на рынке, необходима дружная, профессиональная команда, уникальный контент, эффективный менеджмент. Печатное издание должно чем-то выделяться, отличаться от других, иметь свою аудиторию. У «Аргументов Недели» это интеллигенция, руководители и служащие среднего звена российских промышленных предприятий, так называемые «обеспеченные пенсионеры», которые всю жизнь на этих промпредприятиях (оборонно-промышленный комплекс, металлургия, сырьевые отрасли, агропром) отработали в качестве высшего или среднего инженерно-технического персонала, но и теперь, на пенсии, они активно интересуются социально-экономической ситуацией в стране, в своих отраслях, на своих предприятиях.
— «Аргументы Недели» имеют крепкие, устойчивые рыночные позиции. Какие механизмы вы используете для увеличения подписного тиража?
— Мы используем все возможные механизмы. Один из них — постоянное взаимодействие, интерактив редакции с читателем, о чем я уже сказал выше. Также необходимым условием развития рынка подписки является здоровая конкуренция среди подписных агентств, ведь именно конкурентный рынок делает услугу подписки качественной и доступной для наших читателей от Калининграда до Владивостока. Мы, как ведущий федеральный еженедельник, обязаны сотрудничать практически со всеми участниками рынка подписки, хотя иногда и возникают некоторые паузы, куда же без этого... Подписное агентство «Почты России», «Межрегиональное агентство подписки» и подписное агентство «Роспечать» — крупнейшие игроки рынка на сегодняшний день, наши давние и надежные партнеры.
— Считаете ли вы, что общерыночные проблемы в подписке и сокращение подписных тиражей связаны только с естественными причинами: кризисом в экономике, уходом читателей в Интернет? В какой степени тогда влияет рост подписных цен на эти негативные процессы?
— Безусловно, в отрасли мы видим сейчас комплекс проблем, в том числе и те, что вы перечислили. В условиях, когда реальные располагаемые доходы населения в последние годы не росли, любой рост тарифов, в том числе и подписных тарифов «Почты России», негативен для отрасли. Тарифы должны расти максимум на величину инфляции, если уж невозможно их заморозить. В 2016 году она составила 5,4%, в 2017-м планируется 4% инфляции. Но, несмотря на это, мы сейчас говорим о 10% росте тарифов на услуги «Почты России» в текущем году. Конечно, рост тарифов влияет на подписные цены, а это приводит к потере подписчиков.
— В последние годы в интернет-пространстве активно развиваются подписные площадки. Можно ли говорить, что со временем подобная услуга вытеснит традиционные подписные каналы?
— Со временем, поверьте, искусственный интеллект вытеснит человека, и что с того? В нашей необъятной стране есть разные регионы, разные ниши, разные аудитории, с ними надо работать, хотя сейчас все и меняется с калейдоскопической скоростью, надо честно признать. Эти изменения — неотъемлемая часть прогресса, а прогресс, как вы понимаете, необратим. Аудитория ежедневных газет, к сожалению, почти умерла, но еженедельную аналитику на бумажном носителе люди старших поколений читают. Не все же могут просматривать еженедельно сотни статей из десятков источников в Интернете, и сопоставлять, анализировать полученную из них информацию. Вот для такой аудитории и существуют еженедельники. Граждане подписываются на одну-две таких газеты, и, наряду с другими медиа, черпают из них всю необходимую им информацию. В итоге у них в голове не каша, как у многих интернет-серферов, а цельная, логичная картина мира.
— Некоторые члены «похоронной команды прессы» уже считают чуть ли не обязательным на разных отраслевых площадках заявлять о скорой смерти не только традиционных каналов распространения печати, но и самого печатного носителя. Как вы относитесь к подобным заявлениям? Если ни в них хоть капля истины?
— Печатная пресса может умереть лишь тогда, когда человек в традиционном понимании этого слова станет другим. Сейчас появились такие устойчивые выражения — «цифровая экономика», «цифровой человек». Это ждет нас в будущем, конечно. Но «цифровая экономика» — это уже не экономика в классическом понимании этого термина. И «цифровой человек» — это уже, все-таки, не совсем человек, каким мы его привыкли видеть 10-20 лет назад. Это, скорее, постчеловек.
— Есть ли шанс на стабилизацию и рост подписных тиражей в России? Что для этого должно произойти на уровне государства, законодательства, почты, участников рынка?
— Единственный реальный шанс — популяризация культуры чтения, как это происходит в Японии, ОАЭ, других развитых странах. И, конечно, государственная поддержка, субсидирование подписки — это тоже мировая практика. Печатный носитель должен быть в первую очередь модным признаком интеллекта, социального статуса, во вторую — должен быть доступным. Государство не обязано субсидировать издателей, но логично поддерживать именно подписку, ведь львиная доля в себестоимости подписки — это доставка до пункта назначения, особенно в дальних регионах, и за счет этого газета может стать для читателя поистине золотой. А ведь просторы страны огромны, и жители даже самых отдаленных уголков нашей Родины должны получать как региональную, так и федеральную прессу в срок и по доступным ценам. Это вопрос сохранения единого культурного и языкового пространства на всей территории нашей необъятной России.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие материалы: Проблемы подписки на конференции АРПП в Армении