В 2016 году тарифы на предоставление широкополосного доступа в интернет (ШПД) в столице снизились, сообщил РБК представитель департамента информационных технологий города /Москвы (ДИТ). Средний уровень самой верхней линейки тарифов, предполагающих скорость доступа от 100 Мбит/с и выше, снизился на 14,2%, до 969 руб. в месяц.
Высокая конкуренция подталкивает операторов к снижению тарифов, так что они уже близки к себестоимости, уверен аналитик ДИТ Евгений Альминов. «Проникновение широкополосного доступа очень высокое, существенного притока абонентов уже не будет, — объясняет он. — Чтобы расти, операторам нужно переманивать абонентов акциями, скидками, демпингом или же «апгрейдить» текущих абонентов, подталкивая их платить больше без серьезного обременения операторов, например через продажу более высокоскоростного тарифа».
Средний уровень тарифов, предполагающих скорость доступа до 50 Мбит/с (такой скорости достаточно, чтобы смотреть онлайн-видео в разрешении 4К), по данным ДИТ, за год снизился на 7%, до 400 руб. в месяц, а тарифов со скоростью от 50 до 100 Мбит/с — на 7,9%, до 575 руб. Снижение Альминов объясняет также конкуренцией между операторами и попыткой повысить привлекательность для существующих абонентов.
Отчет департамента информационных технологий составлен с учетом текущих расценок операторов ШПД, в нем не учитываются пакетные тарифные предложения, акции и предложения с ограниченным временем действия.
Аналитик не ожидает дальнейшего снижения тарифов на интернет в столице. По его словам, операторам для увеличения ARPU (средняя выручка с одного абонента) придется «уходить в пакетные предложения и смежные ниши, например квартирное видеонаблюдение и охранную сигнализацию, решения для «умного» дома, платный контент.
Аналитик «ТМТ Консалтинга» Ирина Якименко отмечает, что снижение цен на услуги ШПД наблюдается по всей стране и вызвано ценовой конкуренцией. Операторы переходят от тактики привлечения новых абонентов через краткосрочные акции к работе на удержание клиента. По словам Якименко, доступ в интернет дешевеет также из-за роста популярности пакетных предложений, в которых стоимость услуг ниже по сравнению с подключением каждой услуги по отдельности. Сказывается и то, что операторы переходят от пакетирования услуг фиксированной связи (интернет и телевидение или интернет, телевидение и телефония) к конвергентным предложениям, когда абонент может купить в пакете также услуги мобильной связи, заплатив в общей сложности меньше, чем при покупке каждой услуги отдельно.
По данным «ТМТ Консалтинга», в 2016 году доходы участников рынка широкополосного доступа в интернет выросли на 2,9% и достигли 125,6 млрд руб. Общее количество абонентов этой услуги при этом выросло на 4,7% и составило 31,3 млн клиентов.
Крупнейшими игроками на рынке ШПД в России в прошлом году были «Ростелеком» (37% рынка), «Эр-Телеком» (10%), МТС (9%), «ВымпелКом» (7%) и «Транстелеком» (5%). В Москве топ-5 операторов широкополосного доступа в интернет выглядел так: МТС и ее «дочка» МГТС (32%), «Ростелеком» (20%), «Акадо» (16%), «ВымпелКом» (14%) и «дочка» «МегаФона» Net By Net (9%).
Представитель «Акадо» согласен, что снижение цен на услугу доступа в интернет в Москве связано с тем, что рынок насыщен, темпы его роста замедлились и операторы серьезно конкурируют между собой. «Провайдеры стремятся сохранить действующую абонентскую базу за счет высоких интернет-скоростей, бонусов, акций и выгодных тарифов, — объяснил он. Эти факторы актуальны для всего российского рынка, сообщил представитель «Ростелекома». «ARPU от услуг домашнего интернета уже несколько лет остается стабильным. Но за те же деньги операторы предлагают больше услуг, выше скорости, больше опций и пр.», — отметил он.
В МТС, «ВымпелКоме» и «ЭР-Телекоме» не ответили на вопросы РБК.
По итогам 2016 года выручка «Ростелекома» от предоставления услуги широкополосного доступа в интернет выросла на 4,5% по сравнению с 2015 годом, до 66,8 млрд руб. При этом абонентская база компании в сегменте частных лиц выросла на 6%, до 11,6 млн клиентов. У «ВымпелКома», напротив, выручка в этом сегменте снизилась на 17,6%, до 9,87 млрд руб. На 31 декабря 2016 года компания обслуживала на 4,3% меньше абонентов, чем годом ранее. Другие крупные интернет-провайдеры пока не опубликовали результаты за прошлый год.
Анна Вовнякова
Источник: РБК
Оригинальный заголовок: Тарифы снижаются с ускорением