Состояние розничного рынка распространения периодической печатной продукции в России и его перспективы

На состоявшемся в конце февраля с.г. в Минске белорусско-российском семинаре-практикуме «Распространение периодической печати в условиях конкурентного рынка и новых технологий» анализ российского рынка представила заместитель исполнительного директора НП «АРПП» Анна Луговая.

С разрешения докладчицы PlanetaSMI.RU публикует ее выступление на своих страницах.

***

Анна Луговая, заместитель исполнительного директора НП Ассоциация распространителей печатной продукции:

— Российская система печатных СМИ является социально значимой структурой, выступает гарантом информационной безопасности государства и представляет более 50 тематических групп, отражающих культурные и досуговые предпочтения населения страны.

На сегодняшний день в России зарегистрировано 62 тыс. наименований периодических изданий, в том числе: почти 32 тыс. журналов, 26 тыс. газет, 4 тыс. — периодика, представленная другими форматами.

Безусловно, России активно развиваются цифровые медиа, и в настоящее время на территории страны зарегистрировано около 9,5 тыс. электронных СМИ. 58% из них — периодические электронные издания, 34% — сетевые издания без периодичности, 8% составляют блоги.

Через розничный канал продаж печатной периодики и канал подписки в 2016 г. было реализовано около 1,8 млрд экз. газет и журналов. Предполагается, что в 2017 г. объём реализованных изданий сократится на 9% и составит 1,6 млрд экз.

В стоимостном выражении рынок сократился менее значительно: в 2016 г. падение составило около 5-6%, в 2017 г. ожидается падение на 2-3%.

Если говорить о российском рекламном рынке, то по данным аналитиков Россия потеряла место в ТОП-10 крупнейших рекламных рынков, в который входила до кризиса. И до 2018 г. в топ она точно не вернется.

ТВ, цифровые медиа и Интернет — вот те сегменты рекламного рынка, которые восстановятся быстрее. Стоимость контента в этих каналах ниже по сравнению с другими СМИ, поэтому именно они могут показать рост в ближайшем будущем. Положительную динамику в 2017 г. даст интернет-реклама — плюс 10% к показателям 2015 г.

Как несложно догадаться, в наиболее сложной ситуации оказывается пресса. В российских СМИ запрещена реклама алкогольной и табачной продукции, что негативно сказывается на экономике этой отрасли. Темпы сокращения рекламы в прессе в 2017 г. составят около 4-5%. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выступает за полное возвращение рекламы алкоголя и табака в СМИ.

Теперь о розничном рынке распространения прессы в России. Экспертная группа НП АРПП ежегодно проводит мониторинг обеспеченности регионов России торговыми объектами по реализации печатной продукции. По нашим данным на начало сентября 2016 г. на территории России работало 23 100 киосков и павильонов. Представленный в киосках печати ассортимент включает более 1 тыс. наименований газет, журналов, книг и других информносителей.

Всего в России, по состоянию на начало сентября 2016 г., распространением прессы занимаются 36 150 розничных торговых объектов. Но с учетом того, что розничные продажи прессы начали осуществляться также в более чем в 27 тыс. почтовых отделений, бумажная периодика сегодня присутствует в 63 150 точек продаж, что соответствует показателю обеспеченности (2 300 жителей на 1 торговый объект с прессой).

Однако количество киосков с прессой в России ежегодно сокращается. В 2016 г. по различным причинам (в т.ч. и административным) было закрыто около 17% киосков. Имея данную статистику можно говорить о том, что в следующем году мы зафиксируем уход с рынка еще 10-13% киосков и павильонов прессы.

К позитивным тенденциям в российском законодательстве в части организации распространения печатного слова можно отнести принятое в апреле 2016 г. Правительством РФ Постановление №291, строго регламентирующее норматив минимальной обеспеченности регионов России объектами по продаже периодики и книг за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. По данным НП АРПП, в настоящее время минимальный показатель обеспеченности нестационарными объектами по распространению периодической печати (киосками и павильонами прессы) соблюдается только в 34 субъектах РФ. НП АРПП планирует проводить мониторинги и следить за выполнением данного постановления на территории 85 субъектов РФ.

Хочется отметить, что существует ряд инициатив, которые могли бы вывести российский рынок печатных СМИ из кризиса, в частности:

1.Разработка электронных медиа в целях продвижения бумажного продукта. Ярким примером в данном случае служит холдинг Hearst Shkulev Media, который активно развивает семь периодических печатных проектов и внедряет онлайн-проекты. Помимо этого, компания развивает семь женских и столько же мужских интернет-порталов.

2.Единая согласованная политика издателей и распространителей. Маркетинговые акции, направленные на повышение продаж.

В заключение своего доклада, я приведу рекомендации 61-го Конгресса «Дистрипресс» (Distripress, Международная ассоциация распространителей прессы — прим. PlanetaSMI.RU), проходившего в Дубае осенью прошлого года, участники которого пришли к выводу:

• печатные СМИ должны не просто информировать читателя о событиях (эту функцию взял на себя Интернет), а давать рекомендации и развернутую аналитику для прогнозирования будущего, а также фокусироваться на узкой проблематике.

Кроме того, как считают представители мирового рынка медиа, издатели, дистрибуторы прессы и ритейлеры должны совместно разрабатывать промо-акции по увеличению продаж не только прессы, но и других товаров и услуг, а также отмечают необходимость активного использования возможностей Интернета для популяризации бумажного издания.

Исочник: PlanetaSMI.RU

По материалам круглого стола, состоявшегося в рамках белорусско-российского семинара-практикума
«Распространение периодической печати в условиях конкурентного рынка и новых технологий»
(28 февраля с.г., Минск)