Документ, несмотря на его максимальное приближение к правительственным разработкам, по идеологии мало отличается от его версий 2015-2016 годов и является скорее артефактом политической борьбы, чем экономической программы — Борис Титов допускает его использование в президентской кампании 2018 года.
Борис Титов направил Владимиру Путину завершенную "Стратегию роста", над которой работали экономисты и предприниматели Столыпинского клуба, сообщил он вчера на презентации документа. В конце июня 2016 года Борис Титов получил от президента поручение доработать разрабатываемую им с осени 2015 года программу, чтобы затем представить ее как альтернативу экономической программе Центра стратегических разработок Алексея Кудрина.
Вдохновленный тем, что идеология документа вписывается в контекст поиска мер экономического роста (правительство к 30 мая должно представить президенту план роста экономки РФ до 2025 года темпами выше среднемировых), омбудсмен тезисно представил основные драйверы роста для каждого из трех этапов, на которые разбита стратегия до 2035 года. На первом — восстановительном — экономика опирается на внутренний рынок на базе умеренно заниженного курса рубля. Второй предполагает инвестиционный рост, третий этап ориентирован на устойчивое развитие, появление в экономике инновационных секторов и выход на внешние рынки. В первых версиях стратегия роста мало совпадала с правительственной — а задача по ее доработке решалась в основном приближением к идеям Белого дома с сохранением необходимой оригинальности и инфляционистского идейного компонента в довольно архаичной форме — на последнем, видимо, настаивают соавторы из РАН.
"Нельзя затягивать пояса, когда у тебя стагнирует экономика",— заявил омбудсмен. Стратегия предлагает смягчение денежно-кредитной политики и планомерное снижение ключевой ставки ЦБ до уровня "инфляция +2%" (это примерно совпадает с видением ЦБ). Авторы считают допустимым дефицит бюджета в 3% ВВП и госдолг в 30-35% ВВП (это считает безопасным и Минфин). При этом необходимо, чтобы "власти" таргетировали не только инфляцию, но и рост числа высокопроизводительных рабочих мест. Более того — этот показатель заявлен как ключевой для стратегии — необходимо достичь численности в 25 млн занятых на таких рабочих местах к 2025 году и 35 млн к 2035 году, заявил Борис Титов (сейчас де-факто один из правительственных "таргетов" — недопущение безработицы, а рост числа высокопроизводительных мест — поручение президента правительству). Пока, по данным стратегии, в РФ есть 15,3 млн рабочих мест, удовлетворяющих этим требованиям.
Авторы стратегии рассчитывают на инвестиции как на главный источник роста (это и правительственная точка зрения), сетуя при этом на отсутствие в РФ института проектного финансирования. Для его создания нужны новые инструменты ЦБ и докапитализация институтов развития — Фонда развития промышленности, Корпорации МСП, Фонда моногородов и ВЭБа — на 1,5 трлн руб. в год (Белый дом ведет докапитализацию в меньшем масштабе). Каждый рубль госфинансирования приведет 4-5 руб. частного капитала, уверен Борис Титов, но для этого государство должно финансировать развитие экономики на 2,2 трлн руб. в год. Ресурсы для этого есть, отмечают авторы документа, оценивая их объем в 5,5 трлн руб.,— в эту сумму, кроме институтов развития, они включают активы госбанков (500 млрд руб.), госгарантии для ГЧП на 500 млрд руб., приватизацию на 500 млрд руб., а также заем у населения — например, через индексные облигации на 1 трлн руб. (альтернатива от Минфина — ОФЗ для населения в меньших масштабах). Наращивание дефицита бюджета и потолка госдолга даст еще 1,5 трлн руб.
Вошли в стратегию и традиционные жалобы Столыпинского клуба на то, что "эмиссия, которую осуществляет ЦБ, идет на помощь банкам, то есть на латание дыр, а не на рост экономики",— нужно "мыслить масштабнее". Бизнесу нужны новые налоговая и тарифная системы и снижение административной нагрузки. Налоговую реформу Борис Титов предлагает разбить на два этапа — до 2019 года ввести налоговые каникулы и льготы для растущих или новых предприятий, а с 2020 года уже структурно менять налоговую систему, KPI для которой должна стать средняя налоговая нагрузка, не превышающая 35% прибыли компаний. Среди других мер помощи бизнесу — страхование банковских вкладов юрлиц на 1,5 млн руб., рефинансирование кредитов малому бизнесу и создание банка "плохих" долгов, который реструктурирует долги производственных малых предприятий (500 млрд руб.). Эти части стратегии скорее оригинальны.
Документ содержит и набор мер по улучшению качества жизни — спецпрограммы жилищной ипотеки под 5% (на 150 млрд руб., обсуждается в Белом доме в меньшем масштабе), субсидирование потребления отечественных продуктов и лекарств (170 млрд руб., обсуждается в Белом доме), продолжение стимулирования покупки автомобилей (200 млрд руб.). "Кто говорит, что мы не думаем о реформе институтов?" — заявил Борис Титов, заочно обращаясь к Алексею Кудрину, и добавил: часть документа посвящена судебной реформе и уголовному правоприменению (сходны с официальной риторикой Белого дома).
Заниматься реформами может первый вице-премьер по развитию, а штабом реформ предлагается сделать "проектный офис" Белого дома (что уже реализуется правительством). Однако стратегии "нужна программа общественной поддержки", ее Борис Титов надеется найти в ходе президентской кампании 2018 года — впрочем, вопрос о его участии в президентских выборах будет решаться на партийной конференции в мае. Но цель возможного участия — не победа, а "возможность прежде всего еще раз сказать, что нам нужна экономика роста".
Дарья Николаева, Дмитрий Бутрин
Источник: Коммерсантъ