«Спасение подписки — дело кропотливой работы издателей в партнерстве с подписными агентствами», — Ирина Белова, ИД «Арбуз» (Нижний Новгород)

15 февраля 2017 г. в пресс-центре ИД «Московский комсомолец» состоялась торжественная церемония награждения победителей объявленного Ассоциацией распространителей печатной продукции конкурса «Лидер подписки 2017». Лауреатом в одной из номинаций стал журнал «Заготовки для сытной зимовки», выпускаемый нижегородским издательством «Арбуз».

«Арбуз» работает на рынке с 2003 г., сотрудничает с партнерами во всех регионах страны, а в его портфеле издания самой различной тематики: детские, женские, кулинарные, посвященные садоводству и здоровому образу жизни. О секретах успешности на подписном рынке PlanetaSMI.RU спросила у руководителя отдела подписки ИД «Арбуз» Ирины Беловой.

— Ирина, ваш издательский дом имеет в своем активе успешно развивающиеся проекты. Как вы считаете: в чем сегодня секрет успешности на издательском рынке?

— На данный момент мы издаем и распространяем более 50 изданий, и 15 из них включены в подписные каталоги. Согласно рейтингам отраслевых общественных организаций, мы входим в число наиболее тиражных издательских домов России. Если и есть какой-то секрет популярности, то он связан с постоянным поиском своего подписчика и оперативной реакцией на изменение настроений читателей. Не думаю, что кто-то может сегодня предложить рынку подписки какой-то чудодейственный секрет, позволяющий решить все возникающие проблемы. Спасение подписки — дело кропотливой работы издателей в партнерстве с подписными агентствами.

— А как вы оцениваете ситуацию на подписном рынке в целом? Есть ли шанс на стабилизацию и рост тиражей?

— Ситуация сложная, требующая постоянной креативной работы. Подписке в России не хватает государственной поддержки. А попытки издателей самостоятельно стабилизировать ситуацию имеют переменный успех. Подводя итоги подписной кампании на первое полугодие 2017 года, можно отметить, что падение тиража изданий нашего издательского дома составляет 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы — коммерческое предприятие, и для нас главное — выгода и доход. Чтобы увеличить прибыль и уменьшить затраты, мы постепенно сократили количество индексов в подписных каталогах. Но не стали сокращать количество тематических разделов, в которые включаются наши издания. Сокращение подписных индексов позволило нам увеличивать тираж на оставшиеся. Например, во время подписной кампании на первое полугодие 2017 года мы включили в подписные каталоги 21 индекс, а для кампании на второе полугодие 2017 года приняли решение остановиться на 15 самых популярных у подписчиков индексах. Исходили из того обстоятельства, что 13 индексов из 21 дали нам большую часть собранного подписного тиража. Посмотрим на результат... Разумеется, мы надеемся, что сокращение индексов позволит сохранить общий подписной тираж и увеличить тираж на каждую газету в отдельности. Рассматриваем и другие способы стабилизации подписных тиражей.

— Вы сотрудничаете с различными подписными агентствами. По каким каталогам вы собираете наибольшее количество заказов?

— Для более успешного продвижения изданий издательство «Арбуз» включается в два подписных каталога: издаваемый «Межрегиональным агентством подписки» «Каталог российской прессы» и подписной каталог «Почты России». На сегодняшний день «Каталог российской прессы» дает нам 54% подписного тиража, а каталог «Почты России» — 46%. Таким образом, МАП для нас сегодня — основной партнер. Мы сотрудничаем с ним и при организации розничных продаж прессы в почтовых отделениях. Агентство отличает высокое качество работы и удобная технология сотрудничества с издателями. В частности, у «Каталога российской прессы» отдельный выпуск для каждого региона с возможностью включения в федеральный, межрегиональный или региональный раздел. А также активно работающая претензионная служба, оперативно решающая проблемы подписчиков.

— Ведете ли вы персональную работу с линейными сотрудниками «Почты России» и подписчиками?

— Мы постоянно ведем такую работу. К сожалению, у сотрудников отделений связи невысокая зарплата, а без их конкретной материальной заинтересованности очень трудно рассчитывать на рост подписных тиражей. Поэтому менеджеры нашего отдела подписки постоянно созваниваются с инструкторами почтамтов, рассказывают про новинки, акции, конкурсы, принимают активное участие в Декаде подписки, высылают призы и подарки для подписчиков. Организуем также всевозможные конкурсы, встречаемся с почтальонами, ведем активную переписку с подписчиками. Часто почтальон или другой сотрудник почты плохо ориентируется в изданиях, и не знает, чем одни отличаются от других. Как в этом случае он сможет рассказать о них подписчикам? Наша задача состоит в том, чтобы создать канал доставки подписчику необходимой информации. И в связи с этим хотелось бы обратиться к подписным агентствам с предложением более активно участвовать в организации информационного сотрудничества с линейными почтовыми сотрудниками. Главная задача издателя — подготовить интересный контент и обеспечить своевременный выход тиража. В остальном мы были бы рады увидеть более активную поддержку подписных агентств. Думаю, что и другие издатели не отказались бы передать работу с линейными сотрудниками почтовых отделений в руки агентств.

— Описывая ситуацию на подписном рынке, эксперты в один голос говорят, что нынешняя стоимость подписки неподъемна для многих россиян. На ваш взгляд, насколько подписная цена изданий влияет сегодня на решение подписчика?

— Это самый важный фактор, влияющий на количество подписных абонементов. Учитывая кризисное положение в стране и низкую платежеспособность населения, важно использовать любую возможность уменьшения цены. Два издания «Арбуза» — «Мистер Самоделкин» и «Здравствуй, школа», — включены в список изданий для предоставления скидки, составляемый Экспертным советом по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи. К сожалению, отмена государственного субсидирования почтовых тарифов и их рост в 2014 году привели к тому, что подписчики перестали реагировать на скидки столь же активно, как раньше. Определенную путаницу вносит также разный уровень скидок на стоимость доставки для разных подписных каталогов. Очевидно, что рынку необходима единая система стимулирования активности подписки, в которую могли бы включиться все издатели и подписные агентства. Возможно, был бы полезен советский опыт, позволивший создать в нашей стране систему массовой подписки.

Александра Вознесенская

PlanetaSMI.RU